«Грядут большие перемены»

Анатолий Жданеня: Случайным людям путь на фермы заказан

Традиционно сельхозпредприятия Копыльщины специализировались на производстве животноводческой и растениеводческой продукции. Что здесь первичное, а что вторичное — вопрос, скорее, философский, поскольку в разные годы приоритеты менялись в зависимости от складывающейся ценовой конъюнктуры и других факторов. Однако в последнее время с подачи районной администрации акцент сделан на животноводческой отрасли как наиболее перспективной в деле укрепления экономики хозяйств. О путях и средствах достижения поставленных целей — беседа с председателем Копыльского райисполкома Анатолием ЖДАНЕНЕЙ (на снимке).

— Прежде чем возглавить районную администрацию, Анатолий Иосифович, вы много лет сами были руководителем ряда сельхозпредприятий, затем курировали аграрный сектор в должности первого заместителя председателя райисполкома. Поэтому вас, образно говоря, на мякине не проведешь, хорошо знаете все нюансы сельскохозяйственного производства. Помните наверняка и те времена, когда животноводство было объявлено ударным фронтом. Так что же получается, возвращаемся на круги своя?

— Как утверждал древнегреческий философ Гераклит, в одну реку нельзя войти дважды. Поэтому сравнение с прежними временами, на мой взгляд, не совсем корректно, да и тогдашние лозунги, согласитесь, несколько устарели. Сегодня во главу угла поставлена не военная риторика, а точный экономический расчет, целесообразность тех или иных принимаемых управленческих решений, конечной целью которых является обеспечение финансовой стабильности сельхозпредприятий и, как следствие, повышение материального благосостояния работников агропромышленного комплекса. Если же дальше развивать мысль, то выиграет в целом население района, поскольку увеличатся поступления в местный бюджет со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так что ни о каком, как вы выразились, возвращении на круги своя не может быть и речи. Государственная политика в отношении сельского хозяйства всегда была последовательной и взвешенной. И если сейчас приоритет отдан именно животноводческой отрасли, то сделано это, конечно же, не случайно. Мясомолочная продукция на данный момент очень востребована на мировом рынке продовольствия, и было бы непростительно упустить представившийся шанс, поскольку это экспортоориентированный товар.

В идеале в структуре поступления денежных средств в сельхозпредприятиях на долю продукции животноводства должно приходиться 75 процентов и соответственно 25 процентов — растениеводства. У нас в районе пока что соотношение 60 и 40. Расчеты показывают, что, в случае успешного выполнения районной программы развития животноводческой отрасли, удастся выйти на оптимальные показатели. Отчего это так важно, проиллюстрирую на конкретном примере. Зерно, как правило, реализуется в виде сырья, тогда как продукция животноводства имеет совершенно иную добавленную стоимость. Не случайно глава государства поставил перед аграриями задачу на качественно новый уровень вывести производство молока.

— И каким же образом, позвольте спросить, в районе собираются ее решать?

— Бытует расхожее мнение, что молоко у коровы на языке, то есть требуется полноценное сбалансированное кормление. Но только одного этого сегодня недостаточно, чтобы обеспечить ускорение в соответствии с предъявляемыми требованиями. Вопрос гораздо сложнее, и решать его надо в комплексе, с учетом современных тенденций в молочном скотоводстве. Не стану скрывать, но многие фермы в районе до недавних пор находились где-то на уровне 70-х годов прошлого века: примитивная технология кормораздачи и навозоудаления, неухоженная прилегающая территория, устаревшее доильное оборудование…

Животноводческие помещения были обследованы во всех двадцати четырех сельхозпредприятиях, что позволило реально оценить ситуацию и буквально по каждому объекту определить объемы и порядок проведения реконструкции. В этом смысле очень своевременным оказалось постановление Совета Министров, в соответствии с которым не требовалось проведение углубленной экспертизы и разработки в специализированных НИИ проектно-сметной документации. Такое право было предоставлено самим хозяйствам, чем не преминули воспользоваться. К услугам проектантов прибегали только в тех случаях, когда в пустующих помещениях практически с нуля устанавливались доильные залы. В результате, образно говоря, убили двух зайцев одним выстрелом: были сэкономлены значительные средства и уже в нынешнем году в шести сельхозпредприятиях появились новые доильные залы. Почему акцентирую внимание на этом моменте? Дело в том, что там применяется совершенно иная технология. Если прежде доярка шла к корове, чтобы привязать, то теперь буренка, которая находится на беспривязном содержании, спешит к ней, когда наступает время доения.

— Но ведь согласитесь, Анатолий Иосифович, что внедрение новых технологий, в том числе и в молочном скотоводстве, требует серьезных финансовых вливаний. В сельхозпредприятиях располагают такими средствами?

— В одиночку, безусловно, решать столь масштабные задачи нереально. Поэтому логично, что плечо помощи в очередной раз подставило государство. Минский облисполком выделил из бюджета более 10 миллиардов рублей на приобретение стройматериалов, что позволило хозяйствам района без раскачки приступить к реконструкции ферм. Два раза в неделю в районной администрации с участием руководителей сельхозпредприятий подводятся итоги проделанной работы. Ежемесячно эти вопросы обсуждаются на заседании райисполкома, где дается объективная оценка состояния дел на каждом объекте. Должен заметить, на местах очень ответственно отнеслись к данному поручению и особых проблем не возникает. Люди верят в успех и в то, что молочная отрасль будет соответствовать самым высоким стандартам.

— Надо полагать, только реконструкцией животноводческих помещений дело не ограничится?

— Совершенно верно. Параллельно в ОАО «Копыльское» и «ПионерАгро» начато строительство двух новых молочно-товарных ферм по проекту совместного белорусско-итальянского предприятия «Унибокс». Эта ферма была представлена главе государства в Червенском районе и признана наиболее отвечающей современным требованиям, рекомендована к внедрению в сельхозпредприятиях республики. Ведь что прежде представляли наши фермы? Это были обыкновенные «клюшечники», как их метко окрестили в народе. «Унибокс» же предложил изготовленные по итальянской технологии железобетонные конструкции, которые очень быстро монтируются. Да и вопрос цены имеет немаловажное значение. Стоимость таких объектов «под ключ» со всей начинкой составляет не более 44 миллиардов рублей.

— Что вы имеете в виду под «начинкой»?

— Приступая к реконструкции ферм, мы исходили из того, что это позволит значительно увеличить объемы производства продукции и, самое главное, улучшить качество молока. Под «начинкой» я имел в виду полную замену доильного оборудования, которое в принципе исключает соприкосновение молока с атмосферным воздухом. От коров оно по молокопроводу будет подаваться в холодильник закрытого типа, где в течение одного часа должно охладиться до 4 градусов. За это время не смогут развиться никакие микробы.

— Эффект реконструкции только этим и ограничится?

— Отнюдь. Хотим мы того или нет, но придется очень активно работать над созданием новых скотомест. В результате поголовье дойного стада увеличится на 1,5 тысячи голов и достигнет 21,5 тысячи. В свою очередь не менее чем на 15 процентов возрастет валовое производство молока. А вообще, ставим амбициозные планы выйти на показатели лучших сельхозпредприятий и районов республики.

— Похвальное желание, но вы, Анатолий Иосифович, забыли упомянуть о человеческом факторе. Ведь, как известно, кадры решают все.

— Очень верное замечание. На новых фермах уменьшится количество работников. С другой стороны, значительно возрастет нагрузка. Если, к примеру, прежде доярка обслуживала 40 коров, то теперь на ее попечении будут находится не менее 100 животных. Требования к персоналу, естественно, будут предъявляться более жесткие, да и квалификация требуется соответствующая. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, вплотную занялись вопросами подбора и обучения кадров, и этот процесс, поверьте, будет постоянным. Случайным людям, а тем более тем, кто не в ладах с трудовой и исполнительской дисциплиной, путь на фермы заказан.

— Столь же просто будет решена и проблема кормов?

— В количественном отношении кормов в районе и сегодня достаточно. Вопрос в их качестве и полезности. В связи с этим ставка была сделана на расширение посевов кукурузы. В течение последних трех лет площади под этой сельскохозяйственной культурой возросли с 6,5 до 13,5 тысячи гектаров. В результате получим прекрасный силос, а часть кукурузы будет выращиваться по зерновой технологии. Кроме того, значительно увеличили посевы озимого рапса, что позволит сбалансировать корма по белку. В этом году впервые начали культивировать сою — высокобелковую и легкоусвояемую культуру. Ставится цель выйти на показатель расхода 0,9—0,95 кормовой единицы на литр молока, что соответствует мировым стандартам. Одновременно ускоренными темпами ведется строительство кормохранилищ.

— И все-таки, Анатолий Иосифович, что реально получат люди от всех этих преобразований и нововведений?

— Реализация программы в животноводстве позволит повысить рентабельность сельхозпредприятий. Появится, естественно, больше возможностей для выплаты вознаграждения работникам за их труд. Пока что, к сожалению, уровень заработной платы аграриев оставляет желать лучшего. Однако в любом случае темпы роста производительности труда должны быть опережающими по сравнению с заработной платой — это аксиома. Будем придерживаться этого золотого правила и в дальнейшем.

— Спасибо за беседу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter