Грядет «зеленая» революция?

БЕЛОРУССКИЙ потребитель пока лишь мечтает о биопродуктах, понимая, что они более полезны для здоровья, чем напичканные химией. Однако купить их непросто, хранятся они недолго, да и выглядят похуже привычных. И все же за ними будущее, считают специалисты. Объем мирового рынка органической продукции уже сейчас оценивается в 60 миллиардов долларов, примерно 10 процентов всего сельхозпроизводства. По самым скромным оценкам, к 2020 году он достигнет 200 миллиардов долларов. Причем по «зеленым» технологиям научились производить не только овощи, молоко и мясо, а практически все культуры.

Почему в Беларуси только единичные фермерские хозяйства занимаются производством экологически чистой продукции

БЕЛОРУССКИЙ потребитель пока лишь мечтает о биопродуктах, понимая, что они более полезны для здоровья, чем напичканные химией. Однако купить их непросто, хранятся они недолго, да и выглядят похуже привычных. И все же за ними будущее, считают специалисты. Объем мирового рынка органической продукции уже сейчас оценивается в 60 миллиардов долларов, примерно 10 процентов всего сельхозпроизводства. По самым скромным оценкам, к 2020 году он достигнет 200 миллиардов долларов. Причем по «зеленым» технологиям научились производить не только овощи, молоко и мясо, а практически все культуры.

Льготы просто не даются

По принятым стандартам, органическая продукция не должна содержать генетически модифицированных организмов, химических консервантов, красителей и ароматизаторов. Она производится без использования радиационной или ультразвуковой обработки, не содержит сырья, выращенного с использованием пестицидов,     химических    удобрений   и   другой  агрохимии.

В нашей республике единственный официально признанный гарант «естественности» продовольственных товаров — знак «Натуральный продукт», которым маркируются пищевые продукты еще с 1 июня 2008 года. Причем им могут снабдить этикетки как отечественные производители, так и импортеры. Вот только стопроцентной гарантии, что товар был произведен по «кристально чистой» технологии, нет.   

«Зеленая» продукция, вернее, ее имитация, — не редкость на белорусских прилавках. Нашему потребителю еще с советских времен по нраву яркие и броские значки и надписи. И зачастую он не понимает, что общие утверждения вроде «содержит натуральные компоненты», «полностью натурален» — это просто торговая уловка. То же самое касается надписей «Органик контроль» или «Биоконтроль».

По словам заместителя председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Николая Иванченко, если нет законодательно закрепленного понятия «экологически чистый продукт» и «натуральный продукт», то нет и критериев, по которым определяется натуральность.

А вот еще пример: подсолнечное масло с надписью «Без холестерина» на этикетке. Разумеется, без него, поскольку в растительном масле холестерина и не бывает. Он содержится только в продуктах животного происхождения. Или маркировка «Не содержит ГМО» — ее нередко размещают на продуктах, которые модифицированные компоненты не могут содержать по определению. Поэтому этикетка «Натуральный продукт» — это лучше, чем ничего.

Сегодня в продаже появляется все больше товаров с применением различных химически синтезированных консервантов, ароматизаторов, красителей, других добавок, многие из которых «ответственны» за развитие серьезных заболеваний у человека. Производители и поставщики в погоне за прибылью просто закрывают глаза на качество.

В законопослушной Европе все иначе. Там все просто: логотип BIO всегда сопровождается кодом ведомства, которое осуществляло проверку и сертификацию производителя. По нему всегда можно проверить, действительно ли продукт является органическим. Поэтому и подделки в Европе — большая редкость, и аляповатые рекламные слоганы на этикетке вовсе ни к чему. К тому же за рубежом производителей такой продукции, как правило, наделяют различными льготами, и потерять их они не желают.

Прямой путь в Евросоюз

Конечно, в один момент отказаться от применения на больших площадях минеральных удобрений и химических гербицидов у нас в республике нереально. Да и не можем мы направить в сельское хозяйство столько средств, сколько получают фермеры в ЕС. Надо исходить из реальных возможностей. К тому же пока отсутствует и правовая база.

Правда, еще в прошлом году обнародован проект Концепции развития биоорганического земледелия, существуют общественное объединение «Экодом», общественная организация по сертификации органических продуктов «В гармонии с природой». Кстати, ею учрежден специальный знак, который получают хозяйства, желающие перейти на органическое производство.

Законодательство крайне важно для экологического сельского хозяйства. Ведь достаточно велик соблазн под видом «органической еды» продавать обычную продукцию, но в два раза дороже. Во всем мире эта проблема решается путем жесткой сертификации, которую проходят производители.

Белорусские фермерские хозяйства могут сертифицировать две компании, из Украины и Латвии, которые в своей работе придерживаются стандартов ЕС. Иначе говоря, органическая продукция с таким сертификатом будет признаваться в Евросоюзе. Производитель может маркировать ее соответствующим образом и продавать по повышенной цене.

Всего по состоянию на середину 2013 года в нашей стране сертификацию прошли или проходят немногим более десяти фермерских хозяйств. В основном это фермеры, занимающиеся выращиванием ягод и овощей на площадях в несколько гектаров. Но в органическое производство вовлекаются и относительно крупные хозяйства, в том числе государственные. В этом году процесс сертификации начало учебное предприятие «Вилейский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей».

Еще одно довольно крупное предприятие — КФХ «ДАК» Дмитрия Крылова из Дзержинского района. Оно специализируется на разведении коз и производстве молока. В ближайшее время фермер намерен организовать переработку — выпуск сыров, цельномолочной продукции. В итоге ему предстоит пройти через все этапы «органической» сертификации. А этот процесс не из дешевых.

Вообще, органическое производство достаточно трудоемкое и затратное. Есть много тонкостей по организации каждого его этапа. Такая продукция быстрее портится в сравнении с выращенной в условиях интенсивного сельского хозяйства с применением химических удобрений. Органобиологическое земледелие может вестись только на высокоокультуренных почвах. Если не соблюдать это условие и использовать бедную почву, урожай будет слишком низок, а доход фермера слишком мал. К слову, в органическом сельском хозяйстве сертифицируется само хозяйство, а не его продукция.

— Но рентабельность есть и в органическом, и в интенсивном сельском хозяйстве, — считает Дмитрий Крылов. — При традиционной технологии мы формируем прибыль за счет увеличения урожайности, снижения затрат на единицу продукции. В органическом сельском хозяйстве мы не тратимся на удобрения и пестициды и продаем дороже.

Весьма важен тот факт, что в нашей стране есть понимание проблемы специалистами, в том числе в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, в облисполкомах. Есть желающие взяться за такую работу среди фермеров и руководителей СПК. Ведь это не только здоровье людей, но и потенциальный ключ к европейскому рынку.

Должны поторопиться

Первым в нашей стране центром производства экологически чистой продукции станет Мядельский район. Об этом недавно на второй международной научно-практической конференции «Органическое сельское хозяйство: опыт развития за рубежом и внедрения в Беларуси», которая прошла в Минске, сообщил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Василий Павловский.

Он отметил, что органическое земледелие — не новинка для нашей страны, его элементы применяются в растениеводстве в целом. Однако это направление должно получить ускоренное развитие. В частности, за последние годы удалось существенно сократить применение минеральных удобрений за счет органических. Но останавливаться на достигнутом нельзя.

Минсельхозпродом совместно с Белорусским государственным университетом выращены в соответствии с требованиями органического земледелия первые урожаи картофеля, гречихи и бобовых культур. Полученная продукция передана для использования сельскохозяйственным предприятиям Мядельского района. Уже в 2014 году на основе этого материала там будут созданы экологически чистые плантации.

Выбор этого региона объясняется расположением здесь крупной зоны отдыха, а также большим количеством природных объектов, воздействие химических удобрений на которые необходимо ограничить. В будущем планируется постепенно подключать к органическому земледелию и другие территории, в первую очередь те, где находятся природоохранные объекты и зоны отдыха.

По словам заместителя министра, экологически чистая продукция, полученная благодаря внедрению органического земледелия, будет использоваться в образовательных и медицинских учреждениях.

— Это залог здоровья будущего поколения, здоровья нации, — подчеркнул Василий Павловский.

Работы по развитию в республике органического земледелия ведутся не только в научной, но и в законодательной сфере. Так, к 2014 году планируется разработать в Беларуси специальный закон. Как отмечает заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы, руководитель депутатской группы «Инициатива» Николай Иванченко, мы находимся в самом начале пути и должны торопиться.

К тому же, если не наладим собственное производство такой продукции, то эту нишу в нашей стране займут иностранные компании, и именно они станут диктовать цены. Сейчас парламентарии, входящие в депутатскую группу «Инициатива», вместе со специалистами из нескольких министерств ведут подготовку закона о здоровом питании. Параллельно разрабатывается проект закона об органическом земледелии. В итоге должна быть создана стройная система по производству экологически чистой продукции, включающая сертификацию продукции, хозяйств, подготовку кадров для этой отрасли.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter