Грузовой секонд-хенд против новых МАЗов

Эксперты  предрекают  белорусскому  автопрому  обострение  конкурентной  борьбы

Эксперты  предрекают  белорусскому  автопрому  обострение  конкурентной  борьбы

С марта 2003 года Беларусь ограничивала ввоз на свою территорию подержанных грузовиков, прицепов и автобусов. Тема неоднократно поднималась на заседаниях правительства, и мнения, которые высказывали чиновники по этому вопросу, были разные. Кто-то ратовал за снятие любых ограничений, а кто-то усматривал в смягчении таможенных мер «подкоп» под отечественный автопром. 2 февраля этого года запрет снят. Однако теперь забили тревогу эксперты. По их мнению, разрешительная политика несет отрицательные последствия для белорусской промышленности. 

По данным «Агентства Деловых Связей», пять лет подряд уровень ставок таможенных пошлин по бывшим в эксплуатации автомобилям и автобусам составлял 50 процентов, но не менее 2,2 евро за 1 сантиметр кубический рабочего объема двигателя. А по прицепной технике — 50 процентов от их таможенной стоимости. Такие таможенные барьеры фактически были запретительными, но не противоречили требованиям ВТО. Указ главы государства от 23 апреля 2007 года расставил все точки над «i»: ограничения перестали действовать со 2 февраля 2008 года. 

Меры тарифной защиты носили системный характер и стимулировали обновление автомобильного парка белорусских перевозчиков новой отечественной и зарубежной техникой, утверждают эксперты. Действие нормативных актов обеспечило отечественным автомобилестроителям устойчивые заказы на новые автомобили высоких экологических классов («Евро-2», «Евро-3», «Евро-4»), позволило ставить на производство новые разработки, которые по своим технико-экономическим параметрам не уступали иностранным конкурентам. 

Как считает Сергей Ивлев (в 1996—2007 годах – внештатный советник генерального директора ПО «БелавтоМАЗ»): «Окончание действия мер тарифного регулирования в отношении бывших в эксплуатации иностранных грузовиков означает, что зарубежный коммерческий транспорт, эксплуатируемый меньше 5 лет, будет облагаться таможенными пошлинами от 5 до 15 процентов. Это немного, и приведет к масштабному ввозу в страну грузовых автомобилей, автобусов, прицепной техники с практически выработанным ресурсом, от которых иностранные перевозчики избавились по чисто экономическим соображениям. Такие действия наряду с планируемым введением беспошлинного ввоза грузовиков, соответствующих требованиям «Евро-5», будут иметь долговременное отрицательное воздействие на белорусское автомобилестроение». 

Документы по поддержке отечественного автомобилестроения, снижению импорта бывшей в употреблении автотехники готовили и в союзном правительстве Беларуси и России в 2006 году. Тогда предполагалось увеличить таможенную пошлину на ввозимые в Россию подержанные грузовики, находящиеся в эксплуатации более 5 лет. 

По словам руководителя белорусского правительства, эта тема обсуждалась на его встречах с руководством ЗИЛа и КамАЗа. Директора российских предприятий вместе со своими белорусскими коллегами, в том числе с руководством МАЗа, выражали обеспокоенность тем, что на российский рынок поступает много грузовиков, эксплуатируемых 5 и более лет. В частности, в Калининградской свободной зоне много таких автомобилей, которые ввозят туда с пониженной таможенной пошлиной. В Евросоюзе пошлины на подержанные грузовики значительно выше, чем в России. В Беларуси, как и в ЕС, на тот момент действовало решение по защите своего рынка. 

— Нам одинаково близка позиция как одной стороны, так и другой, — миролюбиво заявляет начальник пресс-службы ГТК Владимир Пехтерев, — потому что она является позицией Совета Министров. Минтранс, БАМАП в восторге от этих мер, они лоббировали этот интерес. 

Напомним, в декабре 2007 года председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский заявил, что необходимо вводить запрещающие таможенные правила на подержанные грузовики как в Российской Федерации, так и в Беларуси, поскольку у стран-соседок одинаковое положение. В обеих производятся достаточно конкурентоспособные машины. И ввоз старой, бывшей в употреблении техники, которая по цене несопоставима с новой, — в ущерб и экологии, и экономике предприятий. Александр Шпилевский подчеркнул, что ГТК выступает за введение заградительных тарифных мер на подержанные грузовики.  

Между тем в БАМАПе вопрос с разрешительными мерами считают, скорее, политическим и дают весьма скромные комментарии. 

— У нас очень хорошие взаимоотношения с МАЗом, подписан договор о сотрудничестве, хотя мы понимаем, что сегодня предприятие волнуется. Действительно, трудно обещать теперь покупать лишь продукцию белорусских производителей, но это вопрос конкуренции.  

Кстати. В соседней России «Volvo Trucks» объявила, что вложит 100 миллионов евро в завод в Калуге, который будет собирать в год 10 тысяч грузовиков «Volvo» и 5 тысяч «Renault», и уже начала строить завод. Шведская «Scania» готова построить в России завод по производству тяжелых грузовиков мощностью 10 тысяч машин в год. Заявлял о желании построить здесь завод и «Daimler». Думает о такой возможности «MAN», имеющий производство в соседней Польше. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter