Грузины проголосовали кошельком, а не сердцем

Что ждет экономику грузинской республики после парламентских выборов

Что ждет экономику грузинской республики после парламентских выборов

Парламентские выборы в Грузии привлекли внимание широкой российской общественности к единственной республике постсоветского пространства, с которой у РФ нет дипломатических отношений, а экономические связи находятся на крайне низком уровне.

Эксперты сходятся во мнении, что лидер «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили, с одной стороны, не собирается прекращать прозападную политику, начатую Саакашвили, но, с другой стороны, намерен и улучшить отношения с Москвой.

На прошлой неделе Иванишвили на встрече с бизнесменами  изложил принципы работы экономического блока нового правительства. Он заявил, что будет бороться со всеми видами монополий и пересмотрит Трудовой кодекс. По словам Иванишвили, «невозможно быстро создать рабочие места, но экономика Грузии сможет возродиться. Пока экономика в очень плохом состоянии, и бизнесмены по возможности и желанию могут помочь нуждающимся».

Многих предпринимателей интересовал вопрос, смогут ли и когда вернутся на российский рынок грузинские товары, в частности цитрусовые. Иванишвили заверил, что в новых условиях начнут восстанавливаться культурные и торговые отношения с Россией. «Если все пройдет идеально, то, возможно, уже в этом году торговые отношения возобновятся. Намерения есть, но никаких гарантий я дать не могу. Усилия должны быть приложены с двух сторон», – отметил он. (Как и ожидалось, признавать независимость Южной Осетии и Абхазии лидер оппозиции не намерен.) 

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов полагает, что отношения России и Грузии вряд ли изменятся кардинально после прошедших там парламентских выборов, на которых победила оппозиция. Если учесть, что вскоре полнота власти в Грузии перейдет от президента к премьер-министру, результат парламентских выборов может оказать влияние прежде всего на внутреннюю политику страны, полагает он. Оппозиционеры собираются реформировать здравоохранение – ввести универсальную страховку. «Грузинская мечта» обещает также инвестиции в сельское хозяйство. М. Маргелов согласен с экспертами, которые и в случае полного ухода Михаила Саакашвили из политики считают, что «потепление» ограничится экономической сферой: паралич торгово-экономических связей с Россией сказывается отрицательно на экономике Грузии.

В отчете Европейского союза об осуществлении европейской политики соседства за 2011 год говорится, что уровень безработицы в Грузии самый высокий в регионе: в 2011-м безработица в стране составляла 16,5%. При опросе 1500 респондентов, проведенном в Грузии  Агентством международных исследований США, 56% главной проблемой назвали безработицу. За чертой бедности находится приблизительно одна треть населения. Однако грузинские власти считают, что при подсчете безработных, а также уровня доходов слабо учитывается самозанятость населения. А она весьма значительна, особенно в сельской местности.

В июле с. г. в Грузии началась регистрация безработных,  целью которой является получение данных о том, представителям какой профессии, возраста и в каком регионе сложнее всего найти работу, и соответственно должен быть сделан акцент на их профессиональной переподготовке. Будет создана единая электронная база данных, у каждого члена которой будет личный адрес. В случае обнаружения желаемой вакансии пользователь получит автоматическое сообщение.

По мнению экспертов, Саакашвили проиграл потому, что его политические реформы были более успешными, чем реформы экономические. Успехи Грузии в экономике переоценены – экономическая ситуация крайне тяжелая. Доля промышленности в экономике сегодня самая низкая на всем постсоветском пространстве. Многие реформы не дали эффекта, и уровень безработицы остается высоким. Грузины проголосовали кошельком, а не сердцем. Отмечается также, что война с Россией, развязанная Саакашвили, серьезно ударила по экономике Грузии. В частности, многие  иностранные компании не рискуют инвестировать в экономику республики.

Экономику Грузии серьезно подпитывают трудовые мигранты, чьи денежные переводы в 2011 году по сравнению с 2003 годом выросли в 6,5 раза (с 196,5 млн долл. до 1268,1 млн), а также за счет пожертвований Запада, составивших с 2008 по 2011 год 4,5 млрд долл.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter