Пост весогабаритного контроля: проверка превышения нагрузки на ось.
Экономия навыворот
Не так давно в эфире телеканала «Беларусь 1» министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко говорил о том, что нужно найти около полумиллиарда долларов на реализацию проектов по реконструкции трасс М-3 (Минск — Витебск), Р-46 (от Лепеля до Полоцка) и М-7 (Минск — граница с Литвой). Между тем где-то до 10 процентов инвестиций, необходимых на восстановление дорог, может приносить один верный внутренний источник финансирования. По Указу Президента № 239 от 19 июня 2019 года, владельцы большегрузных или крупногабаритных автомобилей или по их поручению иные люди или компании обязаны платить всякий раз, когда мощная техника выезжает на дороги общего пользования. В качестве компенсации ущерба.Проблема только в том, что указ не всегда исполняется. Умышленно или по неведению? Проверки только девяти компаний, попавших в поле зрения КГК Минской области и филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области, выявили повсеместные неплатежи — в бюджет за нанесенный дорогам ущерб предприятия теперь заплатят в общей сложности 1 миллион 67 тысяч рублей. И это еще не считая штрафа за управление тяжеловесами без специальных разрешений — от 5 до 50 базовых величин.
А ведь по магистралям только одной Минщины изо дня в день колесят десятки тысяч большегрузов. В масштабах страны суммы, которые должны бы, но не поступают своевременно в бюджет, могут исчисляться миллионами. Но пока имеем несколько иную картину.
Ведущий специалист Василий Кручков проверяет документы у водителя.
Умысел или незнание?
— По всем типам дорог, которые сегодня у нас существуют, перевозить сверхтяжелые грузы можно только со специальным разрешением, — комментирует ситуацию Максим Нестеров, начальник управления филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Минтранса. — Поясню на примере. Допустим, самосвал МАЗ везет на стройку песок: чтобы ему ехать без нарушения, то есть без разрушения дорожного покрытия, максимальная загрузка машины не должна превышать 10 тонн при ее грузоподъемности 20 тонн. Понятно, что не найдется такого перевозчика, который будет дробить груз, — это нерентабельно. Следовательно, до начала выполнения заказа компания, водитель или любое уполномоченное лицо должны приобрести специальное многоразовое разрешение, которое выдает РУП «Белдорцентр». Порядок его получения прописан на официальном сайте учреждения. Выдается на месяц, на три, на полгода, девять месяцев или на год — как кому удобно. Стоимость для каждого автомобиля разная. Годовое разрешение для трехосного 20-тонника МАЗ, к примеру, обойдется в 70 базовых величин. Это немногим более 2 тысяч рублей — минимальная компенсация за реальный ущерб, который тяжеловесы наносят дорогам.В этом несложно убедиться, если полюбопытствовать, какие суммы предъявили контролеры, подсчитав реальный урон недобросовестным перевозчикам. В их числе, скажем, оказалось ОАО «Автобаза» из Заславля. В 2020 году более 20 большегрузов акционерного общества выезжали на линию, не имея ни одного спецразрешения, которые обошлись бы предприятию в 2900 рублей. А сумма ущерба дорожному покрытию, доначисленная уже после проверки, — 325 тысяч рублей. В 100 с лишним раз больше!
— Предприятию выдано предписание на устранение нарушения, и до конца года оно обязано внести эту сумму в бюджет, — уточняет Наталья Хлебовец, начальник управления контроля за работой отраслей хозяйства КГК Минской области.
Причем если речь идет о транспортных компаниях, то ссылка на незнание норм законодательства по меньшей мере несостоятельна. До появления Указа Президента № 239 от 26 ноября 2010 года действовал практически аналогичный Указ № 613. То есть плата-компенсация за проезд большегрузов существует уже больше десяти лет. Вероятнее всего, хотят сэкономить, полагая, что к каждому контролеры не придут. Ведь по еще одному Указу Президента № 510, направленному на либерализацию бизнеса, проверки любой компании могут охватывать не более чем трехлетний период ее деятельности. Так что кто и сколько недоплачивал за нанесенный ущерб дорогам, скажем, в 2017-м, выяснить не представляется возможным. Налицо еще и недобросовестная конкуренция — сэкономили, могли и поиграть с ценой на услуги.
Оказались в списках нарушителей и несколько непрофильных фирм. Вот эти наверняка из-за неосведомленности. Например, сельскохозяйственный филиал «Клецкий» ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» заплатил за ущерб дорогам около 30 тысяч рублей. Возили грузы для собственных нужд — преимущественно молоко на переработку — и теперь будут строить экономику так, чтобы не допускать превышения нагрузки на ось. Тогда и не возникает необходимости платить за спецразрешение.
Специалист Андрей Люзжукин определяет класс транспортного средства.
Как обязать
Однако какими бы ни были причины явления, чересчур широкий масштаб его очевиден.— Сейчас идет проверка водоканала Минского района, — продолжает разговор Наталья Хлебовец. — Имеются у них две большегрузные машины, обе были задействованы в производственном процессе. И ни одного специального разрешения…
Можно, конечно, и дальше продолжать проверки, доначислять баснословные суммы, которые, к слову, некоторым перевозчикам могут обойтись очень дорого. Однако Максим Нестеров полагает, что назрели превентивные меры, которые исключили бы неплатежи в принципе:
— Возможно, целесообразно было бы сделать приобретение спецразрешений на проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств не добровольным — хочу — плачу, хочу — нет, — а обязательным, допустим, при регистрации такого транспорта с последующей отчетностью перед транспортной инспекцией. К тому же проблема несвоевременного пополнения бюджета возникает из-за отсутствия механизма бесспорного взыскания этих неналоговых платежей — далеко не все нарушители предъявленные после проверок суммы вносят добровольно.
Варианты решения проблемы возможны и иные. Министерство транспорта и коммуникаций должно будет наладить учет и контроль платежей.
Также, по предложению Комитета госконтроля и с одобрения Минфина, Минтранс при корректировке Указа Президента № 239 прорабатывает возможность включения в него нормы, определяющей порядок бесспорного взыскания контрольными или надзорными органами платы за проезд большегрузных и крупногабаритных транспортных средств по дорогам общего пользования.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Сурма, начальник управления весогабаритного контроля Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций:
— С начала года мы провели 115 проверок совместно с Комитетом госконтроля и другими органами. Выявлено около 18,5 тысячи нарушений, преимущественно это проезд по дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств без спецразрешений. Примерно 1,5 миллиона рублей нарушители должны заплатить в бюджет. Активнее всего эта работа ведется в Минском филиале — 12,9 тысячи нарушений.
Возможно, если из законодательства уйдет принцип добровольности и у компаний будет возникать обязанность получать спецразрешения, то нарушителей станет меньше. Но и сегодня при выявлении машин какой-то фирмы без спецразрешений можем посмотреть ситуацию со всем ее парком грузовой техники. Хотя это и требует определенных временных затрат.
ПО ПОВОДУ
За семь месяцев 2021-го на дорогах страны Транспортной инспекцией проверено около 65 тысяч транспортных средств и выявлено 2820 тяжеловесных и крупногабаритных (самосвалы, фуры, холодильники-рефрижераторы), которые выходили на линии без специальных многоразовых разрешений или с превышением лимита загрузки. В качестве компенсации ущерба, нанесенного автомобильным дорогам, начислено около 1,58 миллиона рублей. В прошлом году было 820 тысяч за тот же период.
aelita@sb.by