Груз без маркировки

Грузоперевозчики ездят по стране без документов, создавая опасность на дорогах

Недавно в Бресте сотрудники ГАИ задержали дальнобойщика. Водитель ехал по М–1 в сторону Бреста с алкогольным «выхлопом» в 2,7 промилле. Инцидент из ряда вон выходящий. Однако у перевозчиков хватает и других «грехов». В том числе нарушений, опасных для жизни окружающих. Едут не выспавшись, управляют неисправными авто, пускаются в рейс без документов. Редкое дежурство работников транспортной инспекции обходится без протоколов. Я в этом убедился лично.


Выезжаем за город с Андреем Медведюком и Станиславом Сенкевичем — ведущими специалистами отдела контроля транспортной деятельности. Паркуемся на обочине трассы. Первый же остановленный грузовик не прошел техосмотр. Андрей не удивлен:

— Самое распространенное нарушение. Техосмотр стоит денег. Недобросовестные компании часто на этом экономят. Считают, что дешевле заплатить штраф — до трех базовых, чем приводить машину в исправное состояние. О безопасности, конечно, в этом случае никто не думает. А ведь тяжеловесная фура — это танк на дороге. Не дай бог «лопнут» тормоза...

В день экипаж транспортников за отсутствие техосмотра составляет несколько протоколов. Впрочем, не вся ответственность лежит только на руководстве транспортных компаний. Хитрят порой и сами перевозчики. У водителя Сергея К., перевозившего грузы внутри страны, не было документа о прохождении мед-освидетельствования перед выездом. И это нарушение, продолжает Андрей Медведюк, тоже в списке лидеров:


— Шофер объясняет: мол, забыл случайно. Но одна из важных процедур медосмотра — тест на алкоголь. Если с вечера перебрал — есть риск, что утром прибор покажет промилле. Вот и пускается в дорогу на свой страх и риск. Груз–то доставить надо. Если наша инспекция или ГАИ остановят его, скажем, в обед, то «выхлопа», может, уже и не будет. Заплатит штраф за отсутствие освидетельствования, но права не потеряет и до конечной точки доедет. Вопиющая, конечно, безответственность. Даже новичок, только–только севший за руль, знает, что остаточное воздействие алкоголя и реакцию снижает, и притупляет внимание. А у этого водителя 10 тонн на осях...

Снижает концентрацию и банальная усталость. Инспектору приходится определять: бодр водитель или клюет носом, потому что сутки не спал. Режим труда и отдыха — святая святых для грузоперевозчиков. Особенно это касается международников, чьи фуры обязательно должны быть оборудованы механическим или цифровым тахографом, который отмечает: сколько шофер был в пути и какое время отводил на сон или обед. Все строго по графику. Часто его соблюдают только на бумаге. С начала года транспортники остановили почти полторы тысячи дальнобойщиков, нарушавших режим. Без малого 200 водителей вообще ездили с выключенным тахографом.

А потом машина оказывается в кювете. Уснул на секунду — и, съехав на обочину, опрокинулся. Такие ДТП «выстреливают» сплошь и рядом. Бывают и более страшные аварии. Как в декабре прошлого года под Иваново, когда на трассе столкнулись сразу три фуры. Чудом под их колеса не попала легковая машина. В ГАИ предполагали, что виновник происшествия мог уснуть за рулем. Впрочем, наши водители более дисциплинированные. Инспектора не скрывают: в этом вопросе чаще грешат российские, украинские и польские перевозчики.

Выезжаем за кольцевую. Станислав видит вдалеке груженный песком МАЗ, идущий в сторону Бреста. Машина вызывает подозрение уже потому, что на градуснике почти +30. В такую жару по этой дороге перевозка грузов запрещена. Тяжелый грузовик разбивает покрытие. Останавливаем — и... начинается детектив.


Авто принадлежит физическому лицу. Водитель — не его хозяин. Груз вообще оформлен на частника. Техосмотра нет. Шофер пожимает плечами: мол, он на этого частника даже не работает. Помогает так, из альтруизма... Проверив документы, транспортники отпускают его. Личный транспорт — это тема ГАИ.

А у меня остался вопрос: что за комбинация? Ответ на поверхности — распространенная уловка, которую сейчас берет на вооружение мелкий бизнес. Предприниматель, вероятно, занимается строительством. Для этого ему нужен песок. Но покупать грузовик, нанимать водителя он не хочет, ведь придется связываться с техосмотрами, путевыми листами, медосмотрами, оформлять работника как положено... Проще заплатить в конверте частному владельцу автомобиля и легально оформить на его машину разрешение на перевозку. Грубо говоря, взять тачку напрокат. А за руль посадить кого угодно, лишь бы права были. В случае ДТП или нарушения какого–нибудь пункта правил дорожного движения отвечать будет шофер или владелец транспорта, а с бизнесмена взятки гладки.

За день нам попался еще один грузовик без техосмотра и грузовой фургон, который еле передвигался по дороге, и непонятно, как он вообще до сих пор не рассыпался на запчасти. Обе машины — личные. Но владельцы явно покупали их не для семейных путешествий. Очевидно — для заработков. Признаюсь, стало страшновато. Сколько таких водителей и авто колесят по нашим городам и шоссе?

Свою работу транспортная инспекция выполняет добросовестно. Но порядок на дорогах — дело общее. Узлы «серых» схем должны разрубать и милиция, и налоговая, и другие службы. Не исключено, что нужно устранять пробелы и в законодательстве. Механизм грузоперевозок обязан быть прозрачным, а ответственность за безопасность движения — на самом высоком уровне.

alexbresta@gmail.com

Фото автора.

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?