Почему в "букинистах" мало хороших книг

Грустные заметки библиофила

Знакомый писатель задумал часть своей огромной библиотеки отнести в букинистический магазин. Но узнав, какие туда выстраиваются очереди — только чтобы записаться на прием литературы! — передумал. Свез несколько стопок классики на дачу. И смирился, что, скорее всего, шедевры там и пропадут.

А могли бы найти новых хозяев. На литературу б/у всегда есть спрос.

Проблема в том, что проще закинуть великих писателей на антресоли, чем где–то мыкаться с неподъемными связками их собраний сочинений. Только острая нужда заставляет человека ждать своей очереди в «букинисте».

Регулярно наведываюсь в антикварные книжные лавки. Вижу, как томятся в ожидании сдатчики литературы. Замечаю, как при этом медленно меняется ассортимент книг. Несут «ширпотреб» последних десятилетий. Почти не найдете вы действительно редких и ценных белорусских книг в «букинистах». Это товар, который есть у подлинных знатоков, писателей, художников. Они почти никогда не сдают в «скупку» свои сокровища. Не до того творческим людям. Хотя знали бы, что у них быстро заберут ненужное из личных библиотек, уверен, принесли бы.

И это сыграло бы только на руку книгам. Каждой из них нужно внимание, хозяин — читатель.

Свежий пример: в одном из букинистических магазинов мне предлагали на днях купить книгу с дарственной надписью Янки Брыля Максиму Лужанину. Не взял. Хотя цена — 210 тысяч — на мой взгляд, для такого экземпляра некусачая. Просто я поклонник других авторов. Впрочем, книга вскоре нашла того, кому она нужнее. Столь быстрое «сватание» раритета с его новым обладателем произошло лишь потому, что в магазине работает настоящий знаток своего дела — товаровед, которая в лицо знакома с покупателями, в курсе их пристрастий, прекрасно ладит со сдатчиками литературы, интересуется, что у них есть «на даче».

Однако в большинстве «букинистов» все происходит дежурно: принес — приняли (или не приняли).

— Следующий!

Текучка.

И строго по списку. С рук принимают 24 штуки. Не больше. А если предлагаешь многотомное уникальное собрание по физике или истории? Нет. Норму исчерпал — становись в очередь, записывайся на прием через полгода.

Постепенно когда–то славящийся своим ассортиментом «букинист» превращается в склад женских романов и детективов. Найти здесь что–то стоящее трудно. Заказать тоже нереально. Делал я такую попытку. Мою бумажку со списком нужной литературы спрятали в ящик. А надо бы занести в базу данных компьютера...

Есть еще одна проблема. Минску и другим большим городам необходим — каждому — своего рода букинистический гипермаркет. С отделами (почему бы не предусмотреть там еще секции для старых пластинок, компакт–дисков?). С профессиональными продавцами. С очередями не на прием книг, а в кассу — на покупку.

Полюбопытствовал и узнал, что в конце 1970–х — 1980–е годы в Минске на улице Волгоградской, 23 был такой магазин. Там даже существовал буккроссинг, когда можно было сдать и приобрести в обмен равноценное издание. А нынешняя молодежь думает, что это новинка последних лет.

Да, традиции забываются. Хорошие букинистические «кнiгарнi» давно закрыты: нет уж их ни на Партизанском проспекте, 124, ни на Комсомольской, 7. Не тот, как прежде, «Вянок» в Троицком предместье...

Торговля в «букинистах» не идет, поскольку нет, по-моему, толковых менеджеров. А откуда они возьмутся? Торговать с прибылью необходимо не только для сдатчика, государства, но и для магазина. Пока самой мобильной площадкой для раритетных изданий остается знаменитое «поле чудес» в Ждановичах, но назвать торговлю книг «с земли», с полиэтиленовых «портянок» цивилизованной я не могу. Уж слишком люблю книги.


Советская Белоруссия № 248 (24629). Вторник, 30 декабря 2014
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter