Группа моральный кодекс

В противовес клятве Гиппократа: медики предлагают ввести Кодекс пациента

Пациенты привыкли винить в своих болячках медперсонал, плохое оборудование, низкое качество услуг. Однако по данным ВОЗ, здоровье человека лишь на 10% зависит от медицины. Вдвое больше приходится на наследственность и условия среды. Все остальные 50% — образ жизни самого человека. Корреспондент «Р» познакомилась с инициатором внедрения кодекса пациента в медицинскую практику и вникла в тонкости необычного документа.  

Инициатива создать Кодекс пациента у Владимира КРЫЛОВА возникла давно, однако заявить о ней профессор решился только сейчас.

А как же Гиппократ?

Остепенить не всегда благодарных пациентов в их словах и помыслах предложил главный научный сотрудник лаборатории хирургии РНПЦ «Кардиология» Владимир Крылов. По совместительству — председатель этической комиссии Белорусской ассоциации врачей, доктор медицинских наук и профессор. В области кардиологии Владимир Петрович проработал больше шестидесяти лет. И за годы практики не один и, увы, не два раза столкнулся с хамством пациентов.

— Еще со времен Советского Союза нам прививали правило: клиент всегда прав. Так было и в медицине. Мнение врача особо не учитывалось. Поэтому больные и начали пренебрегать им. Союза нет, но пережитки остались, — рассуждает Владимир Крылов. — Тогда стоял чисто коммерческий вопрос. Сейчас это вопрос этический. Идея создать кодекс пациента созревала годами, однако заявить о ней решился только недавно.

Владимир Петрович открывает карту самого буйного пациента за сегодняшний день и вспоминает подробности неприятной беседы:

— Я у него спрашиваю, что беспокоит. А он бросает на стол папку с документами и говорит: «Смотрите сами, это ваша работа». Еще хуже, когда приходят с копиями документов, где ничего не разобрать. А потом обижаются, когда что-то не так поймешь или увидишь.

Не очень давно в этическую комиссию Белорусской ассоциации врачей пришло письмо от участкового врача с вопросами: «Почему пациенты не открывают дверь с домофоном, когда я приезжаю на вызов? Почему я должна тратить собственные деньги им на звонки? Что, если они так и не соизволили поднять трубку?» То есть, согласитесь, вопросы не высосаны из пальца. А однозначного решения, по сути-то, и нет.

Если копнуть глубже, в клятве Гиппократа не говорится, что врач должен полностью и безоговорочно подчиняться больному. А ведь пациенты так часто любят попрекнуть ею медиков. Зато есть более основательный документ — закон о здравоохранении, который четко указывает на права и обязанности как одних, так и других. Не обделили вниманием пациентов, создав Кодекс врачебной этики. Но вот доктора, почему-то, остались им обойдены.  

Быть или не быть?

Конечно, создавая определенный свод правил, мы рискуем погрязнуть в бесполезном бумаготворчестве. В целом обязанности пациентов достаточно подробно обрисованы в 42-й статье закона о здравоохранении. Выполнять рекомендации медработников, информировать их о противопоказаниях, уважительно относиться к персоналу и другим пациентам — это лишь наиболее важные из них.

Кодекс пациента, в свою очередь, закрепит морально-этические нормы поведения с сотрудниками здравоохранения. Во-первых, больной должен признать, что любое заболевание нарушает его жизнедеятельность. Во-вторых, следует ценить врачей и понимать, что их профессия способствует сохранению и спасению жизней. Но самое главное, по словам инициатора появления кодекса, пациенты должны признавать отсутствие полноценных профессиональных знаний в области медицины и в полной мере, вместе с врачами, нести ответственность за свое здоровье.

Владимир Петрович признается: за день через его кабинет проходят десятки пациентов. В республиканский научно-практический центр съезжаются больные со всей страны. Каждый привозит по внушительной стопке документов. Чтобы принять оптимальный вариант решения проблемы, работать с каждым человеком приходится по два-три часа.  

Конечно, врач не может уследить за каждым. Пациент в первую очередь должен быть заинтересован в выполнении рекомендаций и скорейшем выздоровлении.

— Медик и больной должны работать в одной связке, а не поодиночке. Так и качество лечения улучшается в разы, и самочувствие больного, и вероятность выздоровления, — с отчаянием в голосе признается профессор Крылов. — Есть такие кадры, которые плюют на все. Пьют, курят, ругаются. А потом требуют лекарств и больничных.

Медик предлагает маркировать карточки в поликлиниках. То есть прямо на первой страничке помечать — пьет, курит, не принимает лекарств и тому подобное. Вариаций могут быть десятки. Врачу такая политика пришлась бы на руку: сразу виден заочный портрет больного.

Также Владимир Петрович считает, что эффективно сработала бы система наказания-поощрения. Если пациент нарушает общепринятые нормы — пусть оплачивает 20% услуг. А если, наоборот, соблюдает все рекомендации и ведет здоровый образ жизни, то почему бы ему не сделать скидку на УЗИ или на поездку в санаторий.

— Я бы первый пришел в поликлинику, — шутит профессор. — Меня поддерживают многие врачи и пациенты. Остается только подытожить опыт зарубежных коллег, составить конкретную концепцию кодекса и начать его применять на практике.

Подобные кодексы есть в России, так что брать пример нам есть с кого. В Евросоюзе дело обстоит немножко иначе: там в почете страховая медицина. Возможно, если бы и мы платили деньги за консультации с врачами, то консенсус между врачом и пациентом находился бы гораздо быстрее.

МНЕНИЕ

Любовь ЕГОРОВА, специалист в области общественного питания:


— Доля правды в подобном кодексе есть. У моей мамы серьезные проблемы с сердцем. Найти к ней подход очень трудно даже мне, что уже говорить о врачах. Слушается она только бабушек-подружек: кто-то травку подскажет, кто-то настоечку посоветует. А чуть что — виноваты доктора.

Думаю, такой кодекс в первую очередь полезен был бы для людей с низким уровнем жизни, которые не особо заботятся о своем здоровье и подставляют специалистов.

Ольга ЕСМАНЧИК, главный врач УЗ «39-я городская клиническая поликлиника» Минска:


— Мне кажется, проблема в количестве кодексов и других законодательных актов. Может быть, их следовало бы собрать воедино. В законе о здравоохранении есть четко прописанные права и обязанности пациентов. Кроме этого, каждое учреждение разрабатывает собственные правила внутреннего распорядка, в том числе и в отношении пациентов. Они вывешиваются и на информационных стендах, и на сайтах. Другой вопрос — знакомятся ли больные с ними. В принципе, культура общения и поведения едина для людей разных статусов и профессий. Поэтому если человек уважает самого себя, то будет уважать и других. И никакие кодексы на это не повлияют.

Дмитрий ШЕВЦОВ, председатель Белорусской ассоциации врачей, депутат Палаты представителей Национального собрания:


— Считаю, что инициатива с кодексом для пациентов неплохая. Отношусь к такому предложению положительно. Лишним не будет очередной раз напомнить пациенту об уважении и порядочности. Совсем другое дело, будет ли он выполнять правила, прописанные в этом кодексе. Тем более за их невыполнение никакой ответственности не предусмотрено.

Конечно, все общество принять такое предложение не готово. Но мы постоянно должны говорить о культуре как врача, так и пациента, и их взаимном уважении. Возможно, благодаря этому хамов станет меньше, а престиж профессии врача вырастет.

veronulas@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Полынь
А встречались ли Вам некомпетентные медицинские работники( врачи и ср.медперсонал), которые не знают, не умеют и не стремятся исправиться и уже не исправятся ...?! А ведь им мы доверяем ЖИЗНЬ!
Александр,53,Бобруйск
Если обязанности пациентов уже прописаны в кодексе о здравоохранении в статье 42,то зачем городить огород,вместо того,чтобы поднять престиж профессии тем,чтобы поднять не зарплаты,а оклады врачей,как минимум до 100% от сред- ней зарплаты по стране на одну полную ставку,не снижаемую+премии и доплаты за стаж,за категории,за переработки. Только достойная оплата труда врача изменит ситуацию,которая во времена СССР держалась исключительно на идеологической составляющей,которая учила уважать профессию. Профессия врача,как и педагога стала в наше время  словом ругательным,особенно в школьной и молодёжной среде. В дополнение к  моему предложению выше считаю необходимым ввести обязательное медстрахование в размере 1% от средней зарплаты по стране в месяц  для всех категорий граждан,кроме инвалидов с детства. Для выявленных нарушителей лечения страховку можно увеличивать индивидуально,вплоть до 5%. На том стоял и стоять буду. Споры между врачом и пациентом должны решать суды вместе с медэкспертами,если вдруг пациент посчитает лечение неверным. В таком случае,клятва Гиппократа может быть отменена вовсе и заменена кодексом медицинской этики. Полноценное введение института домашнего врача убрал бы много проблем,в том числе и кадровые.
Полынь
А встречались ли Вам некомпетентные медицинские работники( врачи и ср.медперсонал), которые не знают, не умеют и не стремятся исправиться и уже не исправятся ...?! А ведь им мы доверяем ЖИЗНЬ!
Надежда
Каким кодексом руководствовался врач из Климовичей который подсунул тяжело заболевшему человеку  отказ от госпитализации  и тот его подписал, и потом говорил, что в голове была только одна мысль: "Всё.  больше мне не жить". Умереть  не дал сосед, принесший его на руках в  приёмный покой. Но это ему стоило  гипертонического кризиса тут же ( 2 группа инвалидности), сопровождения в отделения милиции, суда  и штрафа за якобы  оскорбление чести и достоинства так называемого доктора. Конечно исключение, но не дай бог  ещё такого повторения.
Александр,53,Бобруйск
Надежда, я не единожды сталкивался с равнодушием отдельных,,врачей,, к пациентам,к халатному отношению медицин- ских работников к своим обязанностям,но это всё-есть порождение системы,системы здравоохранения и системы устройство общества. При каждом проявлении отвратительного,неуважительного,хамского,некомпетентного отношения к пациентам и своим обязанностям надо обращаться в суд,как это делают в России. Когда же случается,что одинокий,не- мощный человек обращается в медучереждение за медпомощью,то его должен сопровождать социальный работник для защиты его прав. Как всегда,у нас и здесь бардак.
Жанна, 40, Минск
Вообще-то об этом кодексе "Медицинский вестник" писал ещё год назад, беседовали с тем же Владимиром Крыловым...
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости