Грозят ли миру голодные бунты?

Цены на продовольствие в этом году продолжают безудержный рост, и что их в силах остановить, никто сказать не может.

Цены на продовольствие в этом году продолжают безудержный рост, и что их в силах остановить, никто сказать не может.

Мрачные прогнозы по поводу нехватки еды можно было бы списать на пессимистические настроения, которым так подвержено экспертное сообщество, если бы не одно но... Цены на продовольствие в этом году продолжают безудержный рост, и что их в силах остановить, никто сказать не может.

Аграрии, кажется, научились выращивать пшеницу даже в песках пустыни, однако природа время от времени напоминает кто есть кто. Засуха в США (такой не было за последние пятьдесят лет), Бразилии, Индии, России поставила крест на радужных надеждах на урожай-2012. Практически из всех “глобальных” житниц приходят грустные сводки о недоборе зерна, риса. А это уже отразилось на биржах, где пшеница лишь в июле подорожала на 6 процентов (за год она прибавила почти 20 процентов). Многие страны оказались на грани голода. Особенно это касается Африканского континента.

Масштабный продовольственный кризис сегодня в сытой Европе воспринимается чем-то вроде музейного экспоната времен свирепствования эпидемии холеры: когда-то это было, но повториться не может. Такое же отношение у детей к тигру в зоопарке: чего страшного хищника бояться, когда он в клетке. Между тем проблема “пустых кастрюль” не такое уж изжитое явление в современном мире. Голодные бунты еще четыре-пять лет назад цунами пронеслись по государствам Азии и Африки. Некоторые политики даже истоки “арабских революций” — 2011 видят в этих самых бунтах, когда люди, не имеющие куска хлеба, вышли на улицы крушить продовольственные лавки и требовать от властей не зрелищ, но хлеба. Пустой желудок к увещеваниям глух. Тунис, Египет до сих пор похожи на бензовоз, из которого хлещет горючее. Не дай бог вновь кто-то чиркнет спичкой. Да и не такая уж давняя европейская история изобилует примерами, когда отсутствие средств на пропитание разжигало чудовищный революционный аппетит.

Это сейчас магазины в Европе ломятся от изобилия товаров и на еду семьи тратят до половины своих доходов. Но такая ситуация далеко не везде. По данным ООН, на планете голодает один миллиард людей, то есть каждый шестой-седьмой житель земли, а треть всего населения недоедает. И с учетом того что как раз в беднейших странах идет небывалый людской прирост, проблема голода сама собой не может исчезнуть. Продовольственная безопасность вновь выходит на первый план для любого государства.

Беларусь, уделяющая огромное внимание развитию сельского хозяйства, сейчас не только практически полностью обеспечивает себя продуктами питания, но и из года в год увеличивает их экспортные поставки. А в ближайшей перспективе аграрная отрасль должна стать еще более значимым источником поступления валюты в казну. Двадцатилетней давности призывы некоторых экономистов сдать плуги на металлолом и закупать все, от укропа до картошки, за рубежом в нынешней реальности просто не воспринимаются. Да и прошлый год показал наглядно, что такое сельское хозяйство для отдельно взятой страны. Стоило лишь с наших прилавков исчезнуть гречке, как некоторые стали едва ли не штурмом брать магазины. И сложно представить, что происходило бы, не обеспечь мы себя полностью сахаром. Магазинам лишь постоянным (почти круглосуточным) подвозом сладких пакетов удалось сбить ажиотаж. И постепенно страсти улеглись. А затем подоспел и свой урожай гречки, и сегодня она уже стоит дешевле, чем год назад.

В нынешнем году в Беларуси ожидается рекордный урожай зерновых. Что это значит? Ученые подсчитали, что для получения одного килограмма говядины требуется более десяти килограммов зерна, свинины — 9,2 кг зерновых и других культур, а для выращивания одного килограмма мяса птицы — 3 кг зерна. И когда уборочную страду сравнивают с битвой за урожай, то нужно понимать, что лучше битва за урожай, чем голодные побоища. И сколько убрано рапса, какая кукуруза нынче уродилась — все это не менее, а может, и более важно, чем котировки валюты и цены на бензин.

Сельское хозяйство — затратная сфера и практически повсеместно дотируемая государством. Но это того стоит. И не случайно к США как главному агроэкспортеру мира (например, по пшенице тройка лидеров — США, Канада, Россия) сегодня обращены взоры многих стран. Даже директор Продовольственной организации ООН Хосе Грасиано да Силва призвал Америку временно сократить объемы производства спирта для биотоплива — 40 процентов урожая кукурузы там идет в топливные баки, а не в тарелку. Однако прислушаются ли к SOS в Вашингтоне, остается под большим вопросом. К тому же ситуация может осложниться, если свои “амбары” для иностранных продавцов закроют Россия и Казахстан, как это уже было несколько лет назад.

Сегодня, в век нанотехнологий, по-прежнему при оценке государств учитываются данные о пашнях и пастбищах. Так, по обеспеченности площадями пахотных земель на душу населения в лидерах Австралия (3 га), Канада (1,8 га), Россия (0,9 га), США, Украина и Беларусь (по 0,6 га). Нам удается постоянно прибавлять в аграрных доходах именно потому, что практически ни один гектар не заброшен, а на сельхозземлях строительство объектов разрешается в исключительных случаях. Каждая пахотная сотка во все века была на вес золота. И сейчас ничего не изменилось. Население земли растет во много раз быстрее, чем появляется новых наделов, пригодных для сева.

Без высокоразвитой сельскохозяйственной отрасли сегодня практически ни одно государство не может гарантировать свою национальную безопасность. Голодные бунты, которые могут прокатиться уже нынешней осенью по ряду стран, делают их власти наиболее уязвимыми и грозят массовыми беспорядками с непредсказуемыми последствиями. Заботы о хлебе насущном — дело не только каждого человека в отдельности, а сфера большой политики. И понимание этого делает одни страны продовольственными экспортерами, а другие — просящими о помощи. А кто накрывает стол, тот и хозяин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter