Грозный «Терек»

Чеченские мужчины любят футбол, но относятся к нему, как к женщине. Правда, мячом овладеть порой труднее, чем красавицей...
Чеченские мужчины любят футбол, но относятся к нему, как к женщине. Правда, мячом овладеть порой труднее, чем красавицей... Взаимности не получилось, так они послали челобитную. В общем, Кремль, Путину:

«Обратиться к Вам заставили нас крайние обстоятельства.

Как никто другой, Вы знаете, в каких условиях возрождалась футбольная команда «Терек» и какой визитной карточкой и мирной ласточкой стала она в последние годы для Чеченской Республики. Однако наше участие в чемпионате России становится... невыносимым или, если хотите, бессмысленным. С самого начала турнира судьбу игр с участием «Терека» решают на поле не команды, а судьи. Поначалу мы думали, что это судейские ошибки. Теперь, когда на протяжении семи месяцев эти ошибки повторяются от игры к игре, у нас нет сомнений: это целенаправленная атака...

Очевидно, что в российском футболе есть люди, заинтересованные в том, чтобы «Терек» покинул элиту российского футбола. Мы официально заявляем, что на сегодняшний день незаслуженно, не по игре занимаем последнее 16–е место. В нашей команде хороший подбор игроков, многие из которых еще год–два назад защищали цвета национальной сборной России. Но сегодня мы поставлены в такие условия, что играть и бороться на поле приходится не только с соперником, но и с судьями. Если мы забиваем чистые голы, то они отменяются («Спартак» — «Терек», гол Федькова; «Сатурн» — «Терек», гол Адамова; «Терек» — «Динамо», гол Федькова). В наши ворота назначаются необоснованные пенальти («Локомотив» — «Терек», Суперкубок, «Рубин» — «Терек», «Ростов» — «Терек», «Сатурн» — «Терек»). В пользу соперников назначаются сомнительные штрафные, которые решают итог матча...

Последней каплей терпения стал
а игра «Терек» — «Спартак», состоявшаяся 11 сентября в Пятигорске. При счете 1:1 судья Евстигнеев добавляет три минуты к основному времени матча. А на 6–й минуте придумывает штрафной удар в ворота «Терека», который и решает исход.

Уважаемый Владимир Владимирович! Мы просим Вашего вмешательства в ситуацию. Мы за честный футбол. Все, чего мы хотим, это лишь объективного судейства. Если Российский футбольный союз не в состоянии обеспечить объективное судейство в оставшихся матчах чемпионата России с участием нашего клуба, просим на наши игры назначить иностранных арбитров».

Странное это послание. В прошлом году про «Терек» только и говорили, что его за уши тащат в премьер–лигу. И пенальти Федьков бил без промаха, и в еврокубках Грозный устраивал представление с зажигательными танцами. Успехи «Терека» становились отражением «нормализации жизни в Чечне». Все тонули в аплодисментах. А что изменилось теперь?

Послание вызывает эффект дежа–вю. История советского спорта знает немало примеров спекуляций на национальной или региональной почве. Судьи — это цветочки, а вот вам и ягодки. Прикрываясь ленинскими заветами, кто только и чем только не пытался изменить правила игры?!

1970 год. Секретарь Одесского горкома КП Украины тов. Козырь просил тов. Демичева из ЦК КПСС оставить «Черноморец» в высшей лиге. «В августе — сентябре этого года Одесса была изолирована карантином из–за острых кишечных инфекций (на самом деле по городу прошлась холера, но упоминать название этой болезни в официальной переписке было верхом откровенности. — С.Г.)... Команде «Черноморец» пришлось сделать вынужденный месячный перерыв. Только после прохождения обсервации она смогла выехать из города». Из–за многочисленных переносов одесситы заканчивали чемпионат в авральном режиме. «А если учесть, что очковый разрыв между «Черноморцем» и целой группой других команд составляет всего одно–два–три очка, то вдвойне станет очевидной несправедливость и обидность ситуации, в которой очутилась одесская футбольная команда». Впрочем, Козырь в 1970–м был все–таки бит справедливостью. Как и его коллеги годом позже.

1971 год. Из высшей лиги вылетали тогда ташкентский «Пахтакор» и донецкий «Шахтер». Их представители и верховные болельщики, конечно же, слышали про Одессу, но, как водится, считали «две большие разницы». «ТРУДЯЩИЕСЯ УЗБЕКИСТАНА СВОИХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ПИСЬМАХ ВЫРАЖАЮТ ОГРОМНОЕ ОГОРЧЕНИЕ И ОБИДЫ ТЕМ ЗПТ ЧТО ФУТБОЛЬНАЯ КОМАНДА ПАХТАКОР НЕ БУДЕТ В СЛЕДУЮЩЕМ СЕЗОНЕ ИГРАТЬ ВЫСШЕЙ ЛИГЕ» — говорилось в телеграмме, направленной заместителю зав. отделом пропаганды ЦК КПСС А.Н.Яковлеву. Адресат не случаен. И дело тут не в том, что через много лет Александра Николаевича назовут «идеологом перестройки», а в самой что ни на есть идеологии и пропаганде. Как можно оставить хлопкоробов (и шахтеров) без большого футбола?! А что если ненароком упадет производительность труда? А что если начнутся волнения?

В том же году руководитель Азербайджана Гейдар Алиев отстоял в высшей лиге «Нефтчи», намекнув ЦК именно на неизвестность последствий. Игроков и всю команду «Нефтчи» наказали тогда за чересчур буйный нрав (вратарь Крамаренко побил в ходе матча с ростовским СКА главного судью, а защитник Мирзоян оплевал, как мы бы сегодня сказали, лайнсмена). Бакинцам засчитали было поражение в последних трех матчах, но хитрый лис Алиев успел–таки с письмецом. «В связи с решением федерации футбола СССР о дисквалификации бакинской команды среди части населения республики, особенно молодежи, возникло серьезное недовольство, чреватое нежелательными последствиями».

Дальше искать аналогии с «Тереком», пожалуй, смысла нет. Что вспоминать про ленинградский «Зенит» образца 1967 года, если его оставили в высшей лиге всего–то из–за 50-летия Октябрьской революции! Это вам не восстановление Чечни. С разрушенным Грозным сегодня все проще и сложнее одновременно. Такая каша заварилась! «Визитная карточка республики» занимает последнее место в чемпионате. Чеченцы уже и митинг на стадионе провели, и недовольной молодежью пугали. Президент «Терека» Рамзан Кадыров заявление обнародовал. Судьи — шайтаны, говорит он и одновременно считает, что у его команды украли 15 очков. А еще у него есть автомат...

Президент Путин в ответ молчит. Поразительнее всего то, что ему и говорить–то — лучше не говорить. Любое его слово в деле урегулирования конфликта может быть истолковано ФИФА как вмешательство государства в дела футбольной организации. И тогда уже никакой судья Евстигнеев не поможет — исключат Россию из ФИФА как пить дать. Как Йемен на этой неделе.

Сегодня «Терек» играет в Москве. И мне лично жаль Юру Жевнова. Хороший он вратарь, но сегодня позади него в воротах никого нет. Только — «Москва». Ну а далее, как вы уже знаете,

Кремль, Путину...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter