К чему привели кампании по борьбе с грызунами

Гроза сусликов

В наши дни крапчатый суслик находится на грани исчезновения. Маленький уязвимый грызун включен в Красную книгу Беларуси и России, однако его численность все равно с каждым годом снижается. Но так было не всегда

pixabay.com

Сейчас уже мало кто помнит о таком организованном занятии советских школьников, как уничтожение сусликов на сельских полях. Между тем у этого занятия была своя предыстория.

Дети ловили сусликов задолго до Октябрьской революции. Вот описание поведения пятилетнего (!) мальчика во второй половине ХIХ века: «Вдруг невдалеке от полосы Сенька увидал суслика, и сердце его забилось от восторга, как у всякого охотника. Раньше он несколько раз ловил «петелкой» сусликов, и теперь — мог ли он удержаться от соблазна? Нора была так близко, суслик так нагло свистел, а сердце так сильно стучало в нем, что он не выдержал — забыл отца и бороньбу, забыл честь и совесть и соскочил с лошади. Сделав из своего пояса петлю, он бросился к норе зверька и принялся ставить ловушку, для чего пал на брюхо перед норой и в увлечении забыл все на свете».

Видно, что значимым занятием сельских детей признавалось участие в пахоте, бороновании и т.д. Охота же на сусликов воспринималась как досужая забава.

Печатная продукция эпохи борьбы с сусликами

Общественный долг или заработок?

Уже после революции, по крайней мере, одной из целей охоты детей на сусликов стало получение денег от сдачи шкурок. Так, в повествовании Виктора Астафьева о сибирской деревне первой половины 1930-х читаем: «Добыть деньги... не так-то было просто... Мы... выливали водой сусликов из нор, ловили капканами крыс и оснимывали их...»

Знаменитый писатель Борис Стругацкий вспоминал о своей жизни в 10—11-летнем возрасте в 1943—1944 годах в райцентре Ташла Чкаловской области: «Борька Трунов стал... моим главным дружком — у него я учился небрежно ругаться матом, элегантно плевать сквозь зубы и выливать сусликов».

В повести М. Колосова во второй половине 1940-х мальчишек, пришедших в контору совхоза, чтобы поработать, отправляют на прополку: «Кое-где вставали на задние лапки суслики, свистели, но, завидев ватагу, быстро прятались в норы. А сколько их ребята уничтожили весной — трудно сосчитать! Думали — ни одного не осталось. Нет, бегают, перекликаются...»

Но уже в 1950—1960-е годы задача уничтожения сусликов ставилась перед пионерами и школьниками как перед организованной силой. В 1965-м в изданной тиражом 100 тысяч экземпляров «Книге вожатого» отмечалось, что «один суслик может съесть за год от 4 до 16 килограммов зерна. Эти вредные грызуны заселяют в нашей стране огромное пространство, примерно 40 миллионов гектаров. Если считать, что на гектаре живут 15 сусликов (а их может быть и 50, и 100, и 200), то и тогда общее количество зверьков выразится в огромной цифре — 600 миллионов штук.

За год они уничтожают столько зерна, что нагруженный им поезд растянулся бы на 1500 километров в длину.

Такие огромные убытки приносит нашему хозяйству суслик, а между тем охота за ним несложна. Для нее даже ружья не нужно.

Уничтожая грызунов — вредителей полей (сусликов, хомяков, водяных крыс), пионеры не только сберегут колхозу урожай, они сдадут государству ценную пушнину...».


Способы и цели охоты

Предлагались следующие варианты охоты: «Если поблизости воды нет, выезжают в поле с налитой доверху бочкой... Другой способ ловли сусликов — капканами... Их можно купить в охотничьем магазине или в конторе «Заготживсырье» ...Капкан устанавливают в небольшой ямке, вырытой перед самым входом в нору... Как поставить капкан, показано на рисунке... Лучшее время для ловли сусликов — раннее утро и вечер, днем в сильную жару и ночью они прячутся в норы. Можно ловить сусликов и волосяной петлей... (из конского хвоста)».

Получить реалистичное представление о многих аспектах общественно организованного «взаимодействия» ребят с сусликами можно из повести Алексея Мусатова и Григория Рихтера «Делегат», вышедшей в 1956 году. Приемом сусличьих шкурок занимался «агент-заготовитель», покупавший «по прейскуранту системы «Заготкожсырье» шерсть, рога, копыта, щетину, перо, пух, кожи и тому подобное...». Он предлагал школьникам для ознакомления листок, на котором напечатан «Порядок сдачи сусличьих шкурок...».

В деревне Апраксино пионер Мишка Чистов, вопреки пионерскому начальнику Ване Сорокину, ловил сусликов, от чего получал немалую выгоду: «Кто три тысячи сусликов набил? Я, Мишка Чистов. А вы со своим Ваней Сорокиным все больше заседали да планы составляли». «Мишка махнул на Ваню рукой и занялся ловлей сусликов. Дело это ему очень понравилось, особенно после того, когда он, сдав на заготовительный пункт первую сотню сусличьих шкурок, получил сахар, мануфактуру, деньги. Целыми днями Мишка пропадал в поле, ставил силки, капканы и возвращался домой, обвешанный... сусличьими шкурками... Колхозники почтительно называли Мишку «защитником урожая», «грозой сусликов»... Мишка приобрел в сельмаге патефон с пластинками, проигрыватель, футбольный мяч, сделал подарки матери и отцу... Карманы у Мишки постоянно были набиты леденцами, семечками, кедровыми орешками...»

Оборотная сторона охоты

В рассказе «Суслик» Светланы Василенко, чьи детские годы прошли в военном городе Капустин Яр Астраханской области, описывается, как «выливали сусликов» во второй половине 1960-х годов: «Весной мы, пионеры военного города Ярград, выходили в степь выливать сусликов из норок. Тихо за нашим отрядом ползла поливальная машина с хлорированной водой... В нору, черно уходящую в глубь земли, мы лили из ведер воду, и та уходила стремительно, беззвучно и насовсем. И снова налили, и снова ушла она... И уже забыв про суслика, не веря, что когда-нибудь выскочит он из норы..., — мы лили воду просто так... Вдруг из соседней норки выполз суслик. Он вылез на свет, мокрый, дрожащий, маленький... Он..., подслеповато щурясь, поглядел на солнце... Поглядел... на нас, сгрудившихся над ним людей... ...Понял — не вырваться. И обреченно залег: берите... И закрыл глаза. В тот день мы, пионеры шестого класса «Б», вылили двадцать два суслика и вышли на первое место по заготовке шкурок».

«...На пункте прейскурант печатный выставлен... Амбарная крыса... стоит десять копеек. И кротовая шкурка тоже десять... Поработаешь на совесть, могут тебя на Доску почета вывесить. Есть такая Доска почета, над прилавком красуется, вся в знаменах, серебре и морщинистом золоте.

— Нравится? — подмигнул приемщик, указывая на доску... — Старайся. Имеешь, как говорится, шанс.

...Приемщик объяснил, что... Тимофей может стать первым среди школьников. И тогда портрет... вывесят на доску.

— Как твоя фамилия? — спросил приемщик.

— Копенкин...

— Вот так и подпишем: «Лучший юный охотник, пионер Копенкин, сдал тысячу шкурок».

МИФ О ВРЕДНОСТИ РАЗВЕНЧАН

В Беларуси проходит западная граница ареала обитания крапчатого суслика. Как и когда степное животное попало на наши земли, не установлено. Однако печальную динамику его истребления ученые все же приводят: с 1960-х годов численность зверька у нас сократилась на 98 %! В советские годы с грызуном дети и у нас «боролись». Хотя, как выяснилось, зря.

В наши дни биологи развенчивают миф о вредности суслика: это животное не может нанести серьезного ущерба полевым угодьям, так как живет на старых вытоптанных пастбищах и питается травой.

Тем не менее печальную тенденцию пока не удается остановить — колонии сусликов в Беларуси продолжают исчезать. Человек вредит им, даже не осознавая этого. Например, распахивая поля, где живут зверьки, или обрабатывая их пестицидами. Кроме того, губительны для грызунов заросшие луга, на которых теперь все реже пасут крупный рогатый скот.

Но есть и хорошие новости. У нас не первый год ведется проект по выявлению белорусских мест обитания крапчатого суслика. Найдены колонии в Несвижском, Копыльском и Барановичском районах. Одна из самых крупных в Европе находится под Несвижем. Ее площадь составляет свыше 90 га, здесь живет более тысячи сусликов.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter