Календарь и традиции

Громничный «паратунак»

Календарь и традиции

10 — 15 февраля — седмица мытаря и фарисея.


15 февраля — православное Сретение.


16 февраля — память святителя Симеона Полоцкого.


В наступающую неделю, на 40–й день после Рождества, то есть 15 февраля, православные верующие отмечают великий праздник — Сретение Господне. Праздник знаменует событие, когда святые Симеон и Анна встретили в Иерусалимском храме Божию Матерь и Иосифа с Младенцем Христом: тогда родители должны были приносить своих первых сыновей на сороковой день после рождения в храм для посвящения Богу. Увидав Святое семейство, праведный старец Симеон и благочестивая вдова Анна–пророчица сказали: этот крохотный Младенец рожден для спасения людей.


Практически у всех восточных славян в народном календаре день Сретения считался переломным и символизировал также встречу двух пор года — зимы и лета, старого и нового времени. В Беларуси так в песнях поется: «У нас сёння Стрэчанне. Зiма з летам стрэлiся... Лета зiмачку пiхнула, зiме ножачку звiхнула. Лета пайшло скачучы, зiма пайшла плачучы». Любопытен и такой факт: деток, которым очень хотелось увидеть, как же происходит встреча зимы с летом, выправляли легко одетыми и даже босиком куда–нибудь за огороды — чтобы лето принесло им новую одежку и «чырвоныя боцiкi».


И у православных, и у католиков существует обычай на Сретение освящать свечи, которые затем на протяжении года использовались практически во всех народных обрядах: и при первом выходе в поле с «сявенькай» зерна, и когда выгоняли на молодую зеленую травку коров–кормилиц, и во время проводов человека в последний путь... В народе считалось, что сретенские свечи обладают особой силой, громят различные «бесовские наступления», болезни, невзгоды, беды. Слово «громят» употреблялось неспроста: люди верили, что на Сретение, еще одно название праздника — народное — Громницы, святой Юрий разгоняет всякую нечисть, чтобы не мешала приходу новых благотворных природных явлений, животворных дождей и тепла. Считалось, с этого момента могут начинаться грозы, даже при небольших морозах.


По народной традиции, придя на Громницы домой из храма, громничной свечой крест–накрест слегка поджигали волосы у всех членов семьи, выводили крест огнем на балке под потолком — такие действия служили своеобразным оберегом. Громничную свечу зажигали перед образами при тяжелых родах, с ней во время эпидемий обходили деревню, закапывая в землю немного пролитого от свечи воска. Когда замешивали хлеб из новой муки, также свечой окуривали квашню. Свечку ставили в окне во время грозы — для «паратунка» от молнии. Вообще, огонь громничной свечи приравнивался к живому огню.


На Громницы хозяйки готовили особую выпечку в виде различных «гаспадарчых прылад» — дочкам доставались обычно серпы, а сыновьям и хозяину — коса, борона и плуг.


Советская Белоруссия №24 (24407). Пятница, 7 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter