Гримасы нашего городка

Обнаженная девушка взяла оголенного парня за руку, явно намереваясь увлечь его в лесную чащобу. Представшую во всей красе молодую пару видит дедушка Ленин и хватается за сердце...

Обнаженная девушка взяла оголенного парня за руку, явно намереваясь увлечь его в лесную чащобу. Представшую во всей красе молодую пару видит дедушка Ленин и хватается за сердце. Вот такая, извольте полюбоваться, скульптурная композиция. Такая «нехорошая» порнография на фоне праздника «Дажынкi» в культурном Молодечно.


100 жителей города, что называется, подняли головы. Скульптура нагих влюбленных их, можно сказать, парализовала, внушила мистический ужас. И уважаемые молодечненцы, художники, врачи, психологи, священники, студенты выступили против установки памятника символическим Адаму и Еве на Центральной площади.


Прочитав об этом в интернете, я не поверила в карикатурный «вывих» нравственности и поспешила в Молодечно посмотреть, что ж там такое страшное происходит. Скульптуру в фонтане уже облепили резвые дети, затеяв в мелкой воде свои любимые брызгалки. Их родители чуть поодаль с пристрастием изучали застывшую обнаженную пару и, таки да, оценки «срамота», «распутство» и «стыдобище» некоторые взрослые охотно бросали в бронзовые лица симпатичной молодой пары, увлеченной купальским обрядом. Воздух на площади ощутимо вибрировал: не удивлюсь, если иные блюстители морали попытаются атаковать этих ни в чем не повинных Адама с Евой. Какой, должно быть, столбняк одолел бы противников этого памятника, случись им оказаться во Флоренции или, скажем, в Венеции, где на каждый квадратный километр площади десятки скульптур и — о ужас! — порой обнаженных.


Не так давно Министерство торговли запретило к показу на телевидении серию рекламных роликов, призывающих зрителей покупать столовый хрен. Возможно, клипы, построенные на второсортном юморе, игре слов, и вредны для подрастающего поколения. Но функции городской скульптуры, как мне представляется, несколько более возвышенные, и, кроме пользы, человеку, на нее смотрящему, ничего не будет.


Другое дело, что ситуация со скульптурами у нас, такое чувство, замкнулась на одном человеке. Я хорошо отношусь к Владимиру Жбанову и считаю его действительно талантливым. На днях у ЦУМа наткнулась на очередную его скульптурную композицию, посвященную «семье шопоголиков». Эта бронзовая композиция получилась менее резонансной, чем влюбленные в Молодечно, но и по мысли, которую несет в себе ансамбль, мне кажется, уступает лучшим творениям автора. Как будто без этих застывших у витрин детей и родителей, потянувшихся в карман за кошельком, непонятно, для чего нужен ЦУМ. И вообще, достойные ли это объекты для того, чтобы запечатлевать их в бронзе? Я как–то в некоторых соотечественниках, бездумно сметающих с полок с одинаковым рвением то сахар, то соль, то микроволновые печи, в последнее время разочаровалась. Кажется, не обрадовался новой «семье» из бронзы и сидящий напротив Якуб Колас: каменный классик словно бы с недоумением устало отворачивается от сутолоки у центрального универмага.


До этого новый имидж историческому центру попытались придать «Дама на скамейке», «Прикуривающий», «Девочка с зонтиком» в Михайловском сквере, «Фотограф», «Дама с собачкой» и «Лошадь» на улице Веры Хоружей, «Экипаж» у городской Ратуши, «Зодчий» на площади Независимости... Эти городские скульптуры предъявляются нам как высокое искусство, а, по–моему, они несколько тавтологичны и плоски для XXI века. Последней «каплей» стал как раз не пресловутый фонтан в Молодечно, а скульптурная композиция авторства Вадима Мацкевича, воздвигнутая на местном вокзале. Девушка атлетического телосложения, с крепкими спортивными икрами тащит за собой чемодан на колесиках и уверенно направляется в сторону стоянки такси. Кому этот памятник? Моей современнице, приехавшей работать по распределению в Молодечненское музыкальное училище? Или легкомысленной пассажирке, которая пыталась расплатиться с контролером фишками от рулетки, за что и была высажена в ночи за безбилетный проезд на провинциальный перрон? Трактовок может быть много. А хотелось бы понятной мотивации, почему именно в этом месте, где всегда такая суета, должен стоять этот гений чистой красоты.


Со столь нехитрыми идеями и скоростями наши скульптуры, того и гляди, поставят бронзовый «дубль» каждому белорусу. Но городское пространство все же не детская площадка. Резонно посоветовать художникам немного притормозить и соотнести «плоды» своего искусства с проблемами окружающей жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter