К чему приводит погоня за дешевой сенсацией, или Почему Швеция не войдет в НАТО

Гримасы извращенной свободы

«Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда…» На днях эти строки из известной киплинговской баллады вновь стали актуальными, подтвердив огромную разницу в менталитете и логике действий европейцев с их «демократией» и «свободой» и мусульман с их «традиционализмом» и «религиозным фанатизмом».

Учитесь уважать святыни!

В субботу, 21 января, в Стокгольме произошло в общем‑то рядовое для видавшей виды Европы событие. Очередной радикал ультраправых взглядов, считающий, что ему доступна истина в последней инстанции и позволено учить этой «истине» остальных, невзирая на их желания и чувства, произвел акт уничтожения собственного имущества. Именно так объяснил сожжение Корана, священной для всех мусульман книги, перед зданием посольства Турции в Швеции лидер датской антиисламистской партии Stram Kurs («Жесткий курс») Расмус Палудан. Мое, дескать, имущество, имею право делать с ним что хочу. Хочу — читаю, хочу — жгу. И не поспоришь!

Однако оказалось, что меркантильное отношение к Корану лишь как к предмету, как к вещи, находящейся в чьей‑то конкретной собственности, не разделяется приверженцами ислама, независимо от страны, в которой они живут. Слова Аллаха, переданные пророком Мухаммедом и записанные в Священную книгу, — это объект религиозной веры и почитания.  
Демонстративное неуважение к Корану — это плевок в лицо сотням миллионов мусульман по всему миру. И разумеется, что растиражированный в СМИ провокационный поступок человека, считающего себя политиком (а вот тут есть большие сомнения), немедленно подвергся самому жесткому осуждению.
Первым, конечно, выступил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, заявив в своем телеобращении следующее:

— Никто не имеет права оскорблять святое. Когда мы говорим что‑то, мы говорим честно, а если кто‑то покушается на нашу честь, мы ставим их на место.

С жестким осуждением содеянного выступили арабские страны (Бахрейн, Египет, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия и другие), Индонезия, мусульманская община России и лидер Чечни Рамзан Кадыров, исламские организации — Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Организация исламского сотрудничества, а кроме того, и крупнейший в мире исламский университет «Аль‑Азхар». Среди этих многочисленных заявлений официальных мусульманских лиц звучали требования о введении на международном уровне уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств последователей ислама, о прекращении исламофобии и антиисламских провокаций, поддерживаемых рядом европейских политиков на государственном уровне.

Толерантность — для себя, оскорбления — для других?

Однако почитание религиозных традиций в Европе уже давно не в чести.  
Их новая псевдорелигия — толерантность — позволяет в отношении традиционной веры говорить и делать что угодно, прикрывая прямое оскорбление религиозных святынь новой «священной коровой» — «свободой слова».  
Именно в таком духе следует расценивать реакцию на описываемые события генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Он, как ни странно, осудил не радикала, унизившего своими действиями сотни миллионов жителей планеты (в том числе и собственной страны — в Дании, как и в Швеции, более 2,8 процента населения — мусульмане). Нет, господин Столтенберг подверг критике позицию турецкого лидера, заявив, что в странах НАТО, а также и в Швеции самым ценным активом является именно свобода самовыражения и свобода мнений, и продолжил: «Именно поэтому эти неподобающие действия (сожжение Корана. — Прим. ред.) не являются автоматически незаконными».

Немного иначе выразился премьер‑министр Швеции Ульф Кристерссон. В своем Twitter он попытался извиниться за действия Палудана, но вышло это как‑то коряво: «Свобода слова является фундаментальной частью демократии. Но то, что законно, необязательно уместно. Сжигание священных для многих книг является актом глубокого неуважения. Хочу выразить сочувствие всем мусульманам, оскорбленным тем, что произошло в Стокгольме». То есть оскорбление чувств верующих — законно, но неуместно. И в ответ на унижение — не извинения, а «сочувствие».

Думается, что и сочувствия можно было не дождаться. Ведь господин Палудан совершал свои провокации и ранее. Так, предыдущее сожжение Корана было им осуществлено в мае прошлого года в той же Швеции, с разрешения властей, да еще и под усиленной охраной полиции. Более того, в прошлом году правоохранители заранее предупредили противников акции о недопустимости препятствования действиям датского радикального политика! До этого основатель и лидер партии «Жесткий курс» неоднократно организовывал антиисламские манифестации (только в Дании и только в 2018 году — целых 53 выступления!), провоцировал своими действиями беспорядки, дважды был осужден по обвинениям в расизме и иным подобным преступлениям (жаль, условно или на небольшие сроки).

Дорогие последствия дешевой сенсации

Однако на этот раз провокация Палудана была осуществлена на фоне переговоров о вступлении в НАТО Швеции и Финляндии, которому противилась именно Турция. И политический результат последовал незамедлительно. Турецкий президент заявил буквально следующее:

— Швеция не должна ожидать от нас поддержки вступления в НАТО. Совершенно очевидно, что те, кто устроил такой позор перед посольством нашей страны, больше не могут рассчитывать на благосклонность с нашей стороны в отношении их заявки.

Анкара отменила запланированный на 27 января визит министра обороны Швеции Пола Йонсона. Не помогли ни вымученные извинения шведского МИД и премьер‑министра, ни деланное возмущение главы НАТО.  
Турецкое агентство «Анадолу» опубликовало данные социсследования, согласно которому более 90 процентов граждан Турции высказались против членства Швеции в Североатлантическом альянсе. Более прозрачного намека не придумаешь. 
Финляндия же, почувствовав, что официального одобрения вступления Швеции в НАТО от Турции в обозримом будущем не добиться, рассматривает возможность подачи самостоятельной заявки.
Получилось, что один радикал своими непродуманными действиями, прикрываемыми мнимой «свободой слова» и направленными исключительно на самопиар, внес разлад и нанес непоправимый ущерб политическим отношениям целого ряда государств и международных организаций. 
Кстати, по сведениям шведского государственного телеканала SVT, акцию Палудана организовал и проплатил шведский журналист Чанг Фрик, специализирующийся на работе (и являющийся руководителем) в откровенно желтых изданиях со скандальной репутацией. Жаль, что скандинавские псевдополитики и недожурналисты в погоне за искусственной сенсацией подзабыли судьбу своих французских собратьев — журналистов из редакции «Шарли Эбдо».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter