Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота выступил на форуме в Пскове
Первая школа за тридцать лет
1 сентября 2017 года в Пскове будет особенный День знаний. Дело в том, что тут впервые с 1989 года откроют новую школу. И не абы какую, а самую крупную в регионе – 17,5 тысячи квадратных метров. Аж на 1350 учеников!
Пока же в коридорах свежевыстроенного здания вместо детских голосов – другие звуки: рабочие сверлят стены, чтобы повесить доски, распаковывают оборудование, расставляют парты.
В возведение школы из бюджетов разных уровней вложили более миллиарда российских рублей. Но даже такой солидной суммы, скорее всего, не хватило бы, не прими участие в проекте белорусские компании.
– Чтобы уложиться в срок, строители работали в три смены, – вспоминает директор Инженерно-лингвистической гимназии, которая и разместится в здании, Татьяна Светенко. – На качестве это никак не сказалось, претензий у нас нет.
Педагог провела для гостей экскурсию. И хотя еще не все расставлено по местам, посмотреть тут есть на что. Вот целых два кабинета робототехники, следом классы 3D-моделирования, в которых подключают и настраивают суперпринтер.
– Аппараты такие, что и вузы позавидуют, – улыбается директор. – На компьютере можно нарисовать и просчитать модель, а потом распечатать готовое изделие. Такие вот уроки труда XXI века вместо напильников и рубанков.
Впрочем, кабинеты технологии с более привычными станками в гимназии тоже предусмотрены.
В Пскове надеются, что по такому макету построят еще не одну школу.
К строителям, помимо традиционных требований о качестве и надежности, предъявлялось еще одно условие – сделать все три корпуса доступными для детей с ограниченными возможностями. Одними пандусами и лифтами тут не ограничишься.
– Вся планировка продумана так, чтобы ученикам и педагогам было удобно, – говорит Татьяна Светенко.
Есть где развернуться
Строительство школы – проект уникальный. Но и, кроме него, в Пскове для белорусских компаний работы хоть отбавляй. Сотрудничество гости из Витебска обсудили на недавней встрече с главой города Иваном Цецерским.
– В этом сезоне Псков вступает в пору масштабных ремонтов дворов плюс активно работает программа переселения из ветхого жилья, а это и снос аварийных строений, и строительство новых. Кроме того, уже проводим ежегодные конкурсы на дорожную разметку и ремонт дорог, – перечислил направления работ мэр.
Участники форума согласились, что именно строительство – важное направление, которое помогает развивать отношения между Россией и Беларусью. Одно из ярких достижений должны стать Псковский квартал в Минске и Белорусский квартал в Пскове. О возведении этих объектов власти городов и договорились еще в 2015 году.
В Партизанском районе Минска вырастет целый микрорайон, в строительство которого вложат почти двести миллионов российских рублей. На псковской земле на Сиреневом бульваре появятся дома на три тысячи квартир, школа, детский садик, а также спортивный комплекс. Строительство в рамках российско-белорусского сотрудничества должно начаться уже скоро. И очевидно, что этот проект будет далеко не последним.
Реальные дела союзного государства
Григорий Рапота, принимавший участие в форуме, часто напоминает, что Союзное государство – не закрытый клуб. Речь, правда, идет не о вступлении в него новых участников, а об активной работе с иностранными партнерами:
– Есть у нас одна мечта. Мы хотим создать единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Все начинается с малого, и задумку можно реализовать, если над ней работать.
В этом вопросе, по его словам, особая роль отводится приграничному сотрудничеству, которое должно помочь связать огромный участок суши, прежде всего экономически. Евросоюз, Евразийское сообщество, ШОС, Союзное государство – все они могут стать элементом большой конструкции под рабочим названием «От Лиссабона до Владивостока».
– Интеграции мешают административные барьеры. Чтобы устранить их, и создавалось Союзное государство. Ведь граждане России и Беларуси свободны в пересечении границы, выборе места жительства и учебы, – сказал Григорий Рапота. – Я с определенной настороженностью отношусь к термину «дружба народов», это политическая категория. А вот дружба людей – совсем другое дело. С нее все начинается.
В качестве примера он привел сотрудничество научных сообществ наших стран. Даже во времена «парада суверенитетов» после распада СССР они не прекращали общаться и вести совместные разработки. Сейчас это сотрудничество развивается при поддержке Союзного государства:
– Мы нацелены на получение инновационного продукта. Россияне и белорусы вместе разрабатывают большие ресурсоемкие направления. Например, сейчас создается база ДНК, которой смогут пользоваться как врачи, так и, например, сотрудники правоохранительных органов. Параллельно идут работы по космической программе: ученые из двух стран совместными усилиями разрабатывают космические спутники, пишут для них программное обеспечение.
ДОСЛОВНО
Валентина МАТВИЕНКО, Председатель Совета Федерации России:
– В последние годы значение межрегионального и приграничного сотрудничества объективно растет. Российские регионы в пределах своих полномочий должны поступательно наращивать и укреплять взаимодействие с зарубежными партнерами.
Вместе с тем такой важный масштабный ресурс остается крайне слабо задействованным. Российское приграничье в экономическом смысле пока является скорее сдерживающим фактором, чем стимулом к развитию.
Стоит задача сделать так, чтобы приграничные регионы стали действительно локомотивами интеграционных процессов с сопредельными государствами. В связи с этим на первый план выходит вопрос совершенствования законодательства в этой сфере. Активная и напряженная работа по принятию базового закона о приграничном сотрудничестве уже близка к финальной стадии. Но после его принятия, конечно же, необходимо еще обеспечить постоянный мониторинг его правоприменения.
Дорогу бизнесу – большому и малому
Инвестиции придут туда, где создают условия.
Ключом к продвижению большой интеграционной идеи в жизнь, по мнению Госсекретаря, должен стать транспорт:
– В стратегии развития наших государств недооценивается именно эта сфера. А ведь транспорт – это и кареты скорой помощи, и школьные автобусы, и поездки туристов. По сути восполняемый транзитный экономический потенциал.
Белорусы и россияне хотели бы иметь хорошую дорогу от Минска до Санкт-Петербурга, не уступающую по качеству и удобству трассе М-1, которая связывает две столицы Союзного государства. На середине пути как раз и находится Псков.
– Какие бы меры поддержки ни принимались на региональном уровне, без должной транспортной поддержки бизнес не рискует приходить на территории, поэтому вопросы инфраструктуры выходят на первый план, – уверен заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Олег Леснов.
Анастасия ХОРОШЕВА, Артем ЗУБРОВ