Гридни на меже миров

Деревня Гридни Наровлянского района особенная. Ее жители – самоселы. После чернобыльской аварии им дали квартиры в других деревнях и городах. Но люди предпочли вернуться. Кто-то не выдержал и месяца, кто-то воротился спустя пять лет...

В  Гомеле  и  Наровле  высоко  ценят  помощь  Федерации  профсоюзов  Беларуси 

Деревня Гридни Наровлянского района особенная. Ее жители – самоселы. После чернобыльской аварии им дали квартиры в других деревнях и городах. Но люди предпочли вернуться. Кто-то не выдержал и месяца, кто-то воротился спустя пять лет. Объясняют: нельзя было иначе. Здесь родились, здесь жили, эти дома своими руками строили.Сегодня в Гриднях 26 человек. Из них семеро трудоспособного возраста, даже четверо детей. Самому маленькому из ребятишек четыре года. 

Проведать самоселов в минувший четверг приехал председатель Белорусской федерации профсоюзов Леонид Козик вместе со своими подчиненными – руководителями всех отраслевых профсоюзов. Сельчанам привезли подарки. Этот визит в глубинку неслучайный. Три года назад профсоюзы взяли шефство над Наровлянским районом. И вот поддержка приходит точно по адресу. 

Деревня Гридни стоит на меже двух миров – живого и неживого. За лесом начинается зона отчуждения. По просьбе ФПБ и журналистов райисполком организовал туда экскурсию. 

Попасть в зону можно только по пропуску. За шлагбаумом КПП — ухабистая полоска асфальта. Если ехать по нему прямо – попадешь через полчаса в отселенный город Припять, а затем и в Чернобыль. Каких-то тридцать километров… 

Когда-то в деревне Тешков жили 418 человек. Теперь дома таращатся во все стороны пустыми глазницами окон. Кругом бурьян. На земле мой дозиметр показывает 25 микрорентген в час – не намного больше, чем в Минске. Только в груде битого кирпича разрушенной печки высветилась цифра 32. 

В самой зоне людей нет, разве что иногда появляются ученые – здесь Полесский радиационно-экологический заповедник. Правда, говорят, один сельчанин заглядывает сюда регулярно. В деревню Белая Сорока на границе с Украиной. Дед Иван – о нем слышали даже в Минске. Оказалось, никакого героизма. «Робинзон» попросту не в ладах с законом. Украдет что-нибудь и скрывается в зоне. Последний раз «сталкера» видели на запретной территории два года назад. 

— Желающих «раздобыть билетик» в зону хватает, — заметил начальник отдела идеологии Наровлянского райисполкома Владимир Исаченко. – Даже иностранцы интересуются. Но пока никаких туров. Неэтично это… 

— В нашем районе 36 отселенных деревень, — говорит председатель Наровлянского райисполкома Валерий Шляга. – После аварии большинство жителей разъехались, осталось лишь 10 тысяч человек. Но сейчас нас почти 13 тысяч. И это не только за счет вернувшихся земляков. Повысилась рождаемость. У нас 16—17 новорожденных на 1000 человек – для малых городов это отличный показатель. В 2007 году в Наровле появились на свет 178 детей. Сейчас из 267 учителей 100 в декрете! 

Наровля меняется. За год начали строиться несколько частных коттеджей. В этом году возведут почти 3,5 тысячи квадратных метров жилья. В городе минимальная очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Всем учителям и врачам дают квартиры. Последнее время активизировался частный бизнес. В прошлом году 36 процентов поступлений в бюджет района дали индивидуальные предприниматели и ЧУПы. 

— Наровля и соседние районы выжили благодаря огромной поддержке государства, — считает заместитель председателя Гомельского облисполкома Петр Кириченко. – Понимаем, здешние проблемы решаются не за год и не за два. Помощь не ослабевает. На реабилитацию чернобыльских регионов в 2008 году выделяется 400 миллиардов рублей. Забота о людях не бывает лишней. Поэтому мы очень ценим внимание Федерации профсоюзов. 

Сегодня за каждым отраслевым подразделением ФПБ закреплены социальные объекты Наровли: детские сады, школы, поликлиники, даже многодетные семьи. Им помогают круглый год: бытовой техникой, продуктами, деньгами. Неплохой пример для других крупных организаций и ведомств. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter