С начала лета в милицию поступило 85 сообщений об исчезновении людей, которые ушли в лес за грибами

Грибники исчезают в полдень

С начала лета в милицию поступило 85 сообщений об исчезновении людей, которые ушли в лес за грибами и ягодами и не вернулись, 25 из них пропали на Минщине. В одном только Пуховичском районе за минувшую неделю нашли троих. Еще один ягодник потерялся вблизи деревни Веркалы. К его поискам присоединилась корреспондент «Р».


Местность здесь болотистая, и клюквы полно, поэтому ягодников в этом лесу встречаешь на каждом шагу, следовательно, и теряются они чаще.

— Алексею Ивановичу 71 год. Серьезных проблем со здоровьем не имеет, — на месте старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Пуховичского РОВД Александр Гурский вводит меня в курс дела. — В лес минчанин приехал на своем автомобиле в 8 утра. Здесь бывал неоднократно, поэтому с местностью немного знаком... 

Телефонный звонок в милицию поступил около 20.30 от родственников. 

— Родственники в этой ситуации действовали верно, сразу же обратившись в милицию, — комментирует Александр Гурский. – Чаще бывает иначе. Родственники или друзья сами отправляются на поиски, при этом теряется драгоценное время. А с наступлением темноты искать человека намного сложнее. 

По словам начальника отдела розыскной работы управления уголовного розыска УВД Миноблисполкома Владимира Буримского, именно по телефону поступает большинство сообщений о заблудившихся. 

 — Не забудьте взять мобильный — заряженный и с деньгами на балансе, — Владимир Буримский рассказывает, что надо делать, чтобы о вашем походе за грибами не написали в сводках МЧС. – С собой возьмите спички, фонарик, нож и минимальный запас еды и воды. Лучшие атрибуты грибника — красные, желтые, белые куртки и шапки. И никакого камуфляжа в лесу. В нем вас не заметим даже с трех метров.

Если все же заблудились, главное — не паниковать и оставаться на месте. Однако сохранять спокойствие получается далеко не у всех. Притча во языцех — история ягодницы из деревни Талька, случившаяся в июне. Несмотря на все уговоры спасателей, любительница даров леса отказывалась оставаться на месте и ждать помощи, пыталась выбраться из леса самостоятельно. В итоге по ее следу поисковики шли несколько часов. Нашли уже обессиленную и измотанную.

На поиски заплутавших бросают все силы: подключаются милиция, спасатели и лесники. Иногда на помощь приходят даже военные. И такие случаи в Пуховичском районе не редкость. Буквально несколько дней назад потерявшегося 85-летнего грибника помогали искать солдаты расположенных в районе воинских частей. В общей сложности в поисках было задействовано более 70 человек. В лесу дедушка провел три ночи, а на четвертый день самостоятельно вышел из чащи к железнодорожным путям. На ближайшей станции одолжил у прохожего телефон, набрал сына и со словами «через час встречай на вокзале» сел в электричку до Минска. 

Трое суток — это не предел. Свое-образный рекорд по выживанию летом 2006 года установила 77-летняя бабушка с говорящей фамилией Грибок. Она заблудилась в болотах под Вилейкой. Первые двое суток лес прочесывали соседи, затем к поискам присоединились милиция и солдаты. Нашли старушку спустя девять дней — заметили с вертолета. Особенно эффективна авиация на открытых участках местности. Поэтому если вы заблудились в чаще, старайтесь выйти на открытое пространство – так вас быстрее заметят с воздуха.

Поиски ягодника ведем за разговорами, из которых, к своему удивлению, узнаю, что дети в лесу теряются редко. Родители глядят в оба. Если говорить о взрослых, то теряются в основном те, кто уверен, что знает лес как свои пять пальцев. В этом грибном сезоне один человек погиб, один до сих пор числится пропавшим без вести. Еще 23 удалось найти живыми. Таковы данные на первую декаду сентября. А впереди еще почти два грибных месяца…

С 90-х годов и по сей день в области без вести пропавшими числятся около 70 любителей «тихой охоты». Некоторых находят спустя многие годы. Семь лет назад на границе Пуховичского и Червенского районов работники лесхоза обнаружили останки человека. Они принадлежали местному жителю, числившемуся в розыске 11 лет. Родственники опознали пропавшего грибника по металлической трости и портсигару.

Учитывая печальный опыт, поисковики в один голос твердят: хо-дить в лес в одиночку опасно. Но и тандем отнюдь не гарантирует безопасности. Владимир Буримский вспоминает, как искали супружескую пару: «В какой-то момент они отошли слишком далеко друг от друга. Через три часа безуспешных попыток выйти из леса нам позвонил муж, а спустя полчаса позвонила и жена. Обоих нашли еще до темноты». 

Основной наплыв грибников, а следовательно и заблудившихся, ожидают в сентябре. Тем более даров леса этой осенью на Минщине предостаточно — ведро лисичек набирается за полчаса. По крайней мере, так утверждают грибники. Прочесывая лес, натыкаемся на одного из них. Евгений приехал из Минска. Говорит, хоть в «тихой охоте» он не новичок, но и ему не раз приходилось искать дорогу домой. Нашего Алексея Ивановича в лесу Евгений не встречал, его автомобиль тоже не видел. 

Смеркалось. Но для поисковиков это не повод уйти, потому продолжаем медленно прочесывать лес. Александр Гурский время от времени внимательно вглядывается в следы на проселочной дороге — поможет любая зацепка. Однажды грибника удалось отыскать благодаря квартальному столбу. Пенсионер набрел на него случайно. Продиктовал маркировки столба, а уж в лесничестве быстро вычислили квартал и спасли грибника. 

Наша основная задача — определить направление поиска. По мобильному телефону держим постоянную связь с Алексеем Ивановичем. Родственников просим не звонить дедушке, дабы понапрасну не садить батарею.

— Где вы были? С какой стороны заходили в лес? По какой дороге? — сыплется череда вопросов в трубку.

На том конце провода растерянный дедушка пытается вспомнить хоть что-то, что могло бы облегчить поиски. Вот оно!

— Здесь торфяная почва. Неподалеку этот торфяник межуется с обычным грунтом, — устало бормочет в трубку ягодник.

На выручку приходит помощник лесничего Ветеревичского лесничества Вадим Заяц. Вверенные ему территории он знает как свои пять пальцев.

— Это примерно в пяти километрах отсюда, — Вадим Заяц указывает рукой на возможное местоположение потерявшегося, и мы мчим туда. 

Спешка оправдана, и вот почему. 

Исходя из практики поисковиков, если потерявшегося не удается отыскать в первые сутки, то с каждыми последующими сутками шансы обнаружить его живым уменьшаются на четверть. Причем речь идет о здоровых и нестарых людях. Шансы остальных еще меньше. Однако подавляющее большинство заблудившихся ягодников и грибников — люди преклонного и даже престарелого возраста (от 60 до 90 лет). В довесок страдающие различными заболеваниями, в том числе и потерей памяти.

— Разложите костер, по дыму вас быстрее заметим, — Александр Гурский инструктирует ягодника по телефону.

Машина милиционеров подпрыгивает на ухабах проселочной дороги, громко вереща сиреной. Ее звук слышен на расстоянии двух километров. Бывали примеры, что заблудившиеся сами выходили из леса именно на звук милицейской сирены или на обычный гудок автомобиля. 
…В 23 часа вдалеке замечаем дым от костра и наконец находим Алексея Ивановича. Обессиленный и уставший, он лежит на траве. При виде нас с облегчением выдыхает и вяло улыбается: 

— Не думал, что так быстро найдете. А я уже ночевать приготовился. 

Из леса Алексей Иванович выходит на своих двоих, хотя некоторых любителей «тихой охоты» приходится транспортировать на носилках. А в Полоцке этим летом майор милиции Владимир Суворов около километра нес через лес заблудившуюся бабушку на руках. Пенсионерка хоть и видела искры от ракет, но сама выйти к своим спасателям не могла: совсем обессилела.

Не проходит и получаса, как находим и автомобиль ягодника. Буквально в 100 метрах от него самого. Рассыпавшись в благодарностях, Алексей Иванович на своем автомобиле возвращается в Минск. Поисковики же продолжат работу. Буквально только что поступило сообщение еще об одном потерявшемся грибнике…

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter