Всем казалось, что референдум в Греции должен стать развязкой в этой финансовой драме

Греция: заложники заложников

Всем казалось, что референдум в Греции должен стать развязкой в этой финансовой драме

Итоги греческого референдума вызвали смятение у руководителей Евросоюза.
Итоги греческого референдума вызвали смятение у руководителей Евросоюза

Но никакой катастрофы не произошло, курс евро, конечно, опустился по отношению к доллару, но не критично, в апреле, например, он был еще ниже. Если убрать эмоции, оказывается, что ВВП Греции составляет менее 2% от экономики всего Евросоюза, поэтому даже при самом пессимистичном прогнозе выход этой страны из экономического объединения не может привести к краху евро.

Но инвесторов больше всего пугает как раз неопределенность и нерешительность властей. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд после своей встречи опять наговорили общих фраз и особой ясности не внесли.

– Тональность заявлений европейских лидеров после проведенного Грецией референдума вряд ли можно назвать примирительной, а значит, «быстрой сделки» не будет, – комментирует главный аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Станислав Клещев. – Таким образом, большая политика продолжает оставаться в центре внимания инвесторов.

Тем не менее уже в июле Афинам предстоит заплатить 450 миллионов евро МВФ и 3,45 миллиарда Европейскому центральному банку, а в августе – 3,17 миллиарда евро ЕЦБ. Столько заплатить она не сможет. Эксперты называют следующую дату предполагаемого греческого дефолта – 20 июля.

По мнению директора департамента стратегического планирования компании «ФБК» Игоря Николаева, чем дольше будет затягиваться вопрос с выходом Греции из еврозоны, тем в большей опасности будет весь Союз. 

– Как это ни болезненно, но выход Греции будет выгоден всем, – комментирует Николаев. – Конечно, первое время стране придется очень сложно, доходы населения упадут. Но ситуация, когда в стране со слабой экономикой действует сильная валюта (а евро – валюта очень дорогая), не приводит ни к чему хорошему. Стоимость национальной валюты должна отражать состояние экономики.

Экономист Елена Котова, которая много лет входила в руководство МВФ, Европейский банк реконструкции и развития от России, уверена, что после выхода из еврозоны население Греции обнищает.

– Если предположить, что Греция вводит свою валюту, то нужно понимать, что эти деньги тут же превратятся в фантики, – говорит Котова. – Инфляция будет колоссальной, при этом евро останется в ходу, хотя и неофициально, что приведет к сильнейшему расслоению среди населения.

Котова уверена, это самый негативный сценарий, и европейские власти будут делать все, чтобы его избежать.

На российской бирже паники также не случилось: рубль продолжил медленное обесценение и к доллару, и к евро. 

Но на курс российской валюты в большей степени влияет цена нефти, чем ситуация с евро. А вот нефть дешевеет не столько из-за греческих новостей, сколько из-за переговоров по иранской ядерной программе. По прогнозу начальника отдела операций на денежных рынках банка «ГЛОБЭКС» Виталия Елагина, стоимость барреля на этой неделе может опуститься до отметки 54 доллара. Если прогноз оправдается, рубль может обесцениться до 58–59 рублей за доллар.

– По моим прогнозам, к концу года курсы могут быть такие: 70 рублей за доллар и 70 рублей за евро, – говорит Евгений Надоршин, старший экономист консалтинговой компании «Капитал».

В любом случае Евросоюз является торгово-экономическим партнером как для России, так и для Беларуси, поэтому экономические проблемы Старого Света радовать нас никак не могут. Чем сильнее будет сокращать свои расходы ЕС, тем меньше наших товаров и услуг страны Союза будут покупать. 

Ирина БОЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter