Нынешняя греческая трагедия имеет вроде бы чисто экономические корни. На самом деле в данном случае на первом месте здесь оказалась политика

Греки на перекрестке

На постсоветском пространстве, да и во всем мире очень популярен марксистский подход, в основе которого – примат экономики над политикой и над всеми остальными сферами жизни общества. Однако жизнь постоянно демонстрирует примеры того, как политика подчиняет себе экономику. 



Именно по политическим причинам и вопреки экономическим критериям ЕС расширялся на юг и восток, вслед за ним несколько более медленными темпами, но также вопреки экономическим критериям расширялась еврозона. Это бездумное расширение в угоду политикам стало одной из важнейших причин многолетней стагнации европейской экономики и, как следствие, углубляющегося политического раскола ЕС. Из самого успешного и продвинутого интеграционного проекта в мире Евросоюз очень быстро превратился в клуб аутсайдеров. Устала стучаться в его двери и передумала вступать в ЕС успешная в экономическом плане Турция. Стабилизировав экономику, отозвала заявку на вступление в ЕС Исландия. По-прежнему не собирается в ЕС Норвегия. Всерьез задумывается о выходе из него Великобритания. Зато стоят в очередь туда Македония, Босния, Черногория, Сербия, Грузия, Украина. Если в ЕС будут приняты хотя бы некоторые из этих стран, оттуда однозначно начнут выходить благополучные страны Северо-Западной Европы, которые не захотят кормить новых нахлебников.

События вокруг Греции заставляют задуматься еще и о том, что такое демократия. Особая ирония в том, что классическая европейская демократия родилась именно в Греции, само это слово – греческого происхождения («власть народа»). 

С точки зрения Запада, референдум в Крыму 16 марта 2014 года был незаконным, поскольку Киев на него согласия не давал. На референдум 1 декабря 1991 года о независимости Украины Москва тоже согласия не давала, но это как-то забылось. И, главное, непонятно, почему территория важнее людей, на ней проживающих? И почему в одних случаях народное волеизъявление – высшая форма демократии, а в других – беззаконие? И еще нам до сих пор пеняют на то, что референдум в Крыму был проведен слишком быстро – всего через три недели после объявления о нем. Хотя вопрос на нем решался очевиднейший, понятный даже ребенку.

Референдум в Греции пройдет всего через полторы недели после его объявления! И решаться на нем будет чрезвычайно сложный вопрос – об условиях экономической помощи Греции со стороны ЕС и МВФ. Чтобы всерьез разобраться в нем, нужно обладать очень серьезными экономическими знаниями, коих подавляющее большинство греков заведомо не имеет. С другой стороны, народ имеет право высказать свое мнение по вопросу, от которого, по сути, зависит само его существование. Да, до определенной степени народ сам виноват в случившемся с ним, Греция десятилетиями живет не по средствам. Но ведь и чиновники ЕС прекрасно это знали, но закрывали глаза по политическим соображениям. Не должны ли и они разделить ответственность? 

В связи с этим интересно привести пример Швейцарии, не входящей не только в ЕС, но даже в ООН. В этой стране почти все важнейшие вопросы решаются на референдумах, в том числе и очень специальные. Например, в последние два года швейцарцы сначала проголосовали за сохранение призывного (милиционного) принципа комплектования своей армии, а затем – против закупки страной шведских истребителей «Гриппен». В обоих случаях никакому сомнению правительство эти решения не подвергало, хотя хотело, наоборот, профессиональной армии и шведских истребителей.

 Судьба Греции становится сейчас важнейшим индикатором положения дел в Европе и определенным образом повлияет на геополитическую ситуацию в мире в целом. Как минимум выход хотя бы одной страны из еврозоны окажет очень сильное влияние на мировую экономику. Но важнее то, что на примере Греции проходит проверку само понятие «демократия», родившееся в этой стране три тысячи лет назад.

Александр ВЕЧНЫЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter