Гражданский кодекс

Из года в год растет количество гражданских дел, которые рассматриваются в судах...

Из года в год растет количество гражданских дел, которые рассматриваются в судах. В Гомельской области, например, за последнее десятилетие их стало больше ровно вдвое. Юристы в этом явлении видят один знак: граждане поднялись в правовой культуре и готовы цивилизованно отстаивать свои интересы.


А поводы жизнь подбрасывает самые разные. Земля, собственность, трудовые споры, аварийные ситуации, качество услуг... Только за прошлый год в судебных инстанциях области рассмотрели 51 тысячу дел. Если учесть, что в регионе — 25 районных судов, то на каждый их пришлось по 2 тысячи.


— Их характер позволяет проследить некоторые тенденции, — делится практическими наблюдениями Василий Белоусов, заместитель председателя областного суда. — Одно время было немало споров по строительству жилья. После того как Президент поручил навести порядок в отрасли, их число заметно сократилось. Или другой пример: вступил в действие закон о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг — и сразу же появились иски.


Жительнице поселка Медков Светлогорского района достаточно было подать иск в суд, чтобы ее батареи тут же потеплели. До того хозяйка квартиры, испытывая на себе температурные колебания от +10 до +18, приняла несколько комиссий местных коммунальных предприятий. Специалисты приходили, но с переменами не спешили. Однако уже на первом судебном заседании выяснилось, что в этих стенах социальный стандарт по отоплению оперативно восстановлен.


Таким же способом решила поставить точку в своих мытарствах и жительница Гомеля. После обильных дождей ее квартиру затопило до основания. Коммунальники оценили потери в 434 тысячи рублей. А независимая экспертиза — в 1,2 миллиона. Однако местное предприятие эту сумму компенсировать отказалось. В суде представитель ЖКХ свое несогласие аргументировал тем, что столь обильные дожди были... не свойственны Беларуси и, видимо, непосильны для кровли этого дома. Но климатический довод в суде не приняли. Поэтому коммунальники оказались перед фактом — не только вернуть упомянутую сумму, но и компенсировать моральный вред (еще плюс 250 тысяч рублей).


Сейчас подобных исков в судах области немало. Сырость в квартирах, промерзание стен, отсутствие положенного по сроку капремонта — все это для жильцов поводы сворачивать долгую переписку и переходить к делу... гражданскому. Правда, не факт, что клиент всегда прав и в конце пути его ждут лавры победителя. Случаются и претензии, которые коммунальным службам исполнить не по силам.


Среди веяний последнего времени — активная защита через суды прав потребителей в целом. По словам Василия Белоусова, сегодня реально ощущается работа подобных общественных организаций, которые стали появляться в районных городах. Окна, двери, обувь, авторемонт, бытовая техника, батарейки... Несговорчивость производителя или продавца прямиком ведет в суд. Впрочем, имеют место и проявления потребительского «экстремизма». Не так давно с иском обратилась барышня: модельные сапоги не прослужили обещанного срока. Внешне — «убитая» обувь, ничего не скажешь. Однако, по заключению экспертизы, «убита» она оказалась исключительно хозяйкой, а не производителем. Поэтому отказали.


Увереннее отстаивают люди и свои трудовые права. В былые времена решение руководителя чаще принималось как факт. Теперь же граждане стремятся добиться справедливости в судебной инстанции. Один из последних споров, который в кассационном порядке рассматривала судебная коллегия по гражданским делам областного суда, касался внезапного увольнения. Пару лет назад с работницей речицкого предприятия подписали годовой контракт, в котором одним из пунктов значилось — продляется автоматически на неопределенный срок, если ни одна из сторон не потребовала его прекращения. Отработала положенное. Никаких извещений. Трудится дальше. И вдруг — контракт расторгнут. В суде работодатель настаивал: подчиненная лукавит — сама ставила подпись о продлении его еще на год, после чего и последовало законное прекращение трудовых отношений. Работница уверяла в обратном. Только почерковедческая экспертиза показала, что она была честна. За работницу расписался кто–то другой. Обиженного человека на предприятии восстановили.


В практике гражданского процесса приходится сталкиваться и с необычными поворотами. Гомельскую пенсионерку в одном из судов города запомнили надолго. Первый раз бабушка пришла с иском после того, как упала, выходя из троллейбуса, который тронулся, не закрыв двери. Пенсионерка ушиблась и справедливо настаивала на денежной компенсации. Суд принял решение в ее пользу. Но вскоре она вновь появилась в суде — с таким же иском. Опять упала, и опять при похожих обстоятельствах. Стали разбираться, опросили свидетелей. Выяснилось: бабушка рухнула и стала кричать только после того, как троллейбус прилично отъехал от остановки.


А бывают случаи и вовсе уникальные, единственные в своем роде. Житель Лельчицкого района обратился в местный суд с настоятельной просьбой — лишить фамилии... соседа. Столь необычное требование объяснял вот чем: фамилия у них одинаковая, однако односельчанин порочит ее недостойными поступками. Однако в подобной жизненной ситуации даже суд оказался бессилен. Нет такого в нашем законодательстве, чтобы оставлять человека без фамилии, минуя его волю.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter