Чем будет заниматься комиссия по возвращению культурных ценностей из-за границы

Границы реституции

Возвращение на родину культурных ценностей, по каким–либо причинам оказавшихся за рубежом, — дело тонкое и щекотливое. Не только армия вермахта вывозила из разграбленной Европы произведения искусства, от живописных полотен до ювелирных изделий. Большой вопрос представляют также греческие и египетские древности, хранящиеся в Британском музее; сокровища Индии, вывезенные колонизаторами; библиотека любавичских ребе, из–за которой не первый год сражаются Россия и США, и приобретшее спорный статус золото скифов, совсем недавно задержавшееся в Нидерландах.

Библиотека Хрептовичей хранилась в имении Щорсы

Советом Министров утвержден состав Комиссии по выявлению, возвращению, совместному использованию и введению в научный и культурный оборот культурных ценностей, которые находятся за границей Республики Беларусь. Сопредседателями стали заместитель министра иностранных дел Валентин Рыбаков и заместитель министра культуры Александр Яцко.

Штамп картинной галереи БССР, по которому после войны опознавали и возвращали культурные ценности в республику

Работа на совершенствование законодательства и поиск информации — вот первоочередные задачи работы комиссии, по мнению вошедшего в ее состав директора Национального исторического архива Дмитрия Яцевича:


— Комиссия, на мой взгляд, должна давать какие–то предложения относительно нормативно–правовой базы в первую очередь. Ну и, к примеру, в архивной отрасли ведется база данных документов, относящихся к документальному наследию Беларуси за рубежом. На мой взгляд, необходимо создание подобных перечней культурных ценностей под патронатом Министерства культуры — чтобы мы для начала знали, где и что хранится.

Есть культурные ценности, на которые Беларусь безоговорочно может претендовать: в первую очередь речь идет о военных трофеях, предметах, во время Великой Отечественной войны вывезенных в Германию, впоследствии возвращенных в СССР и осевших в Москве. Однако мы сталкиваемся с проблемой: согласно Закону от 15 апреля 1998 г. № 64–ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» Россия возвращает предметы, представляющие культурную ценность, только на основе принципа взаимности — то есть в случае наличия аналогичного закона в претендующей стране. Заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания кандидат исторических наук Ольга Попко сожалеет:

— У нас есть правовой пробел, закона о реституции в Беларуси не существует. Соответственно работать с российской стороной в этом направлении мы не можем. Хотя той же Германии в 90–е годы Россия вернула большое количество предметов из числа военных трофеев, кое–что было возвращено Венгрии. Поэтому сегодня необходимо инициировать принятие соответствующего закона о статусе культурных ценностей, перемещенных на нашу территорию. Думаю, это должна быть совместная работа комиссии при Совмине и наша.

Что касается архивной документации, рассказал Дмитрий Яцевич, документов, касающихся истории Беларуси, в архивах сопредельных государств огромное количество:

— Конечно, мы бы хотели получить их в свои хранилища. Однако потребовать назад можно лишь незаконно вывезенные документы, и многое, что разграбили когда–то нацисты, нам было возвращено в советский период из Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Польши. Тогда с этим было проще. Сейчас же мы ведем активную работу по обмену цифровыми копиями, микрофотокопиями документов с польскими архивистами, многое нас интересует в российских и литовских архивах.

Крест Евфросинии Полоцкой не найден  до сих пор


Виртуальный возврат — достаточно распространенная сегодня вещь. Так, в 2009 году Национальной библиотекой Беларуси совместно с украинской стороной был осуществлен проект виртуальной реконструкции знаменитого книжного собрания Иоахима Хрептовича, находящегося в настоящее время в Киеве. Библиотека рода Хрептовичей, хранившаяся в его имении Щорсы на Новогрудчине, была перевезена в Киев во время Первой мировой войны на условиях возвращения на родину в случае открытия в Беларуси университета. Уникальная библиотека, содержащая не только книги, но и древние рукописи, манускрипты, княжеские метрики, старинные географические карты. Собрание пытались вернуть в БССР в 1926 году, аргументируя фактом основания Белорусского государственного университета, затем в 1980–е. Обе попытки успехом не увенчались. Книжная коллекция насчитывала некогда от 10 до 20 тысяч единиц, на сегодняшний день известно всего лишь о 2 тысячах экземпляров, однако в третий раз вопрос о возвращении библиотеки пока что не ставился. Возможно, эта тема будет вновь поднята после 3 февраля, когда вступит в силу постановление Совета Министров о создании комиссии по возвращению историко–культурных ценностей.

Также поводом для переговоров могут быть те предметы, которые в военное время были эвакуированы с нашей территории. Однако здесь положение осложняется прежде всего отсутствием информации относительно их местонахождения: Белорусская ССР была занята войсками фашистской Германии за 3 месяца, эвакуация проводилась в спешке, накануне войны музейные и библиотечные фонды были плохо описаны, часто просто не существовало каталогов предметов искусства, архивных документов или книг. Как итог многие вещи осели по библиотекам и музеям СССР, и обнаружить их нелегко. Ольга Попко считает:

Нацисты вывозили историко-культурные ценности со всех оккупированных территорий СССР
Фото istpravda.ru


— Вообще, с моей точки зрения, было бы неплохо подключить к работе Следственный комитет, так как для возвращения культурных ценностей на родину нужно прежде выяснить их местонахождение. Мы знаем, допустим, о кресте Евфросинии Полоцкой, эвакуированном из Могилева, поскольку он был детально описан и имеются его изображения. Но в сейфе, где хранилась реликвия, находились и другие предметы, в частности, регалии королей Речи Посполитой, среди которых булава Жигимонта Августа. Но не было сделано подробных описаний этих вещей, что значительно усложняет поиски. Из Витебска эвакуировали антирелигиозный музей, в котором были собраны утварь, иконы и статуи из костелов и церквей. Где все это находится, до сих пор неизвестно. То же касается и предметов, вывезенных в Германию. Хотя немцы со свойственной им педантичностью при вывозе ценностей как раз таки делали описания, и эта информация хранится в Федеральном архиве Германии в городе Кобленце. Так что, проведя определенную работу, можно идентифицировать, откуда, когда и что было взято и куда отправлено; не исключено, найдутся и фотографии. Словом, поиски должны продолжаться, и вести их нужно не стихийно, силами энтузиастов, а на профессиональном уровне.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 19 (25154). Суббота, 28 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter