Границы не знают пределов

Начинающему фермеру Максиму Грибанову землю для ведения хозяйства Витебский райисполком предоставил...

Начинающему фермеру Максиму Грибанову землю для ведения хозяйства Витебский райисполком предоставил осенью минувшего года. Весной на своих 8 гектарах он хочет посадить картофель. Однако официально пользоваться участком Максим не может. Более 10 миллионов рублей, которые необходимо уплатить проектному институту за установление границ, — сумма для сельчанина неподъемная. Позвонив в витебский корпункт «СБ», Грибанов поделился проблемами, с которыми столкнулся при регистрации хозяйства, а также задал вопрос: «Почему платить за отвод земли вынуждают меня, если во всех документах для будущих фермеров написано, что деньги на это выделяются из бюджета?»

Максиму 34 года. Его отец Олег Грибанов родом из Могилевской области. После окончания школы по комсомольской путевке уехал реконструировать Челябинский тракторный завод. Стал там начальником участка. Женился, детей вырастил. Но в 1982–м вернулся в Беларусь:


— В поселке Тулово под Витебском у меня жил родной брат. К нему и поехали. В экспериментальную базу «Тулово», которая выращивала элитные семена картофеля и зерновых, меня взяли на должность заместителя директора по хозчасти. Появился дом, который нужно было приводить в порядок, кормить–одевать пятерых детей. В общем, работать приходилось много.


Свои первые деньги Максим заработал в «Тулово» на прополке картофеля и сборе колосков лет в 8. Когда стал постарше, помогал отцу выращивать кормовые корнеплоды. Привычка трудиться — семейная черта Грибановых. У Олега Романовича, например, сегодня есть свой трактор, с помощью которого он обрабатывает 50 соток личного подсобного хозяйства. Его сын Олег как частник арендует 2,5 гектара земли, где выращивает картофель и капусту. В минувшем году из семейных сбережений было потрачено более 60 миллионов рублей на приобретение техники. В 2013–м решил присоединиться к семейному бизнесу и Максим, у которого, к слову, тоже многодетная семья. Весной начал регистрировать крестьянское фермерское хозяйство «Грибанов и компания»:


— Это более перспективный способ ведения хозяйства. Так технику легче приобретать, запчасти, удобрения.


Максим прочитал в интернете пошаговую инструкцию открытия КФХ, проштудировал Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». С Туловским сельсоветом и сельхозпредприятием «Тулово» согласовал выделение 8 гектаров земли возле деревни Асетки Витебского района. Получил добро от райисполкома. На оформление бумаг в итоге ушло полгода. Но неприятной неожиданностью, по словам Максима, явилась счет–фактура на 10,6 миллиона рублей, которая пришла из проектного института «Витебскгипрозем»:


— Чтобы выяснить, должен ли я платить за установление границ участка, обратился в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома. Там мне посоветовали заплатить и одновременно написать ходатайство в Витебский райисполком, чтобы мне вернули деньги. Попытался взять кредит в банке, но как человек, не имеющий официального места работы, нашел лишь одно предложение. На 3 года дают 15 миллионов рублей. Вернуть я обязан — 36 миллионов. Не самый привлекательный вариант...


Согласен с этим и исполнительный директор Ассоциации фермеров Витебской области Леонтий Клевец:


— Большинство начинающих фермеров рассчитывают на поддержку государства. На выгодное кредитование в том числе. Но помощи молодым фермерам, к сожалению, нет. Еще одна большая проблема — обеспечение сельскохозяйственной техникой. Недавно появился документ, позволяющий брать трактор в рассрочку на 5 лет. На практике он пока не работает. Если бы за МТЗ–82 можно было бы расплачиваться в течение пяти лет, только в Витебской области выстроилась бы очередь из 200 фермеров!


Максиму Грибанову не повезло, что он начал заниматься проектными документами в конце года — денег в бюджете к этому времени, как правило, уже нет. Леонтий Клевец обещает помочь, но гарантировать результат сложно:


— По статистике, реально работающих фермеров на Витебщине 343. Была бы поддержка ощутимее и не мешала бумажная волокита, уверен, их количество увеличилось бы раза в два.


Ситуация Грибанова могла развиваться по разным сценариям. Самый пессимистичный — потеря участка. При условии, если он не будет оформлен вовремя. Но земля–то выделена идеальная. В трех километрах от дома. Хотя были варианты в 10 раз дальше. Перед Новым годом Максим отправился в Витебский райисполком и заявил, что работать он хочет и будет. Начинающему фермеру пошли навстречу. Срок регистрации продлили, а деньги на проект установления границ зарезервировали в бюджете на 2014–й. Так что к весеннему севу Максим готовится.


Фото автора.


Советская Белоруссия №11 (24394). Вторник, 21 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter