Границы могут сближать

Что показала проверка пунктов пропуска на границах России, Беларуси, Литвы и ПольшиКоллегия Счетной палаты РФ утвердила отчет о результатах проверки эффективности деятельности государственных органов в пунктах пропуска автотранспортных средств на границах между Россией, Беларусью, Литвой и Польшей.

Судя по отчету, у аудиторов не вызывает большого беспокойства  ситуация на российско-польской и российско-литовской границах.
Основной неиспользованный резерв – участок российско-белорусской границы. Напомним, что в условиях Союзного государства  таможенный контроль перенесен на внешнюю границу. В соответствии с распоряжением Государственного таможенного комитета, в 1998 году на российско-белорусской границе были созданы пункты принятия уведомлений (ППУ) о ввозе товаров по процедуре Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Carnet-TIR).
Коллегия Таможенного комитета Союза Беларуси и России  объясняет необходимость установки ППУ тем, что в случае нарушения таможенных правил отмена контроля на общей границе двух государств не дает возможности установить, на территории какого государства  произошло нарушение. Однако на практике такое разграничение полномочий не выполняется. По мнению аудиторов,  решение  об установке ППУ  привело к тому, что таможенный контроль теперь существует не только на внешней, но и на внутренней границе.
На границе двух стран действует  16  автомобильных  пунктов принятия  уведомлений.  Они  находятся  в  зонах  действия  Смоленской,  Брянской,  Себежской  и Великолукской таможен.
Масштаб проблемы таков. Де-юре на оформление  всех документов, необходимых для пересечения границы автотранспортом, затрачивается 33–34 минуты. Но фактически  перевозчик тратит на оформление документов в среднем два часа. По информации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, потери в результате простоя  одного транспортного средства составляют около 250–300 долларов ежедневно. Действующая технология контроля и таможенного оформления, причем не на внешней границе, а внутри Содружества  стран – участниц СНГ и Российско-Белорусского союзного государства, приводит к  необходимости ставить более 35 печатей и штампов  в основной сопроводительный документ – книжку МДП.
По мнению аудиторов Счетной палаты, основной причиной возникновения очередей на  подъездах к основным пунктам принятия уведомлений стало «несоответствие инфраструктуры динамично развивающемуся товарообороту».
Автофургоны, осуществляющие международные перевозки , пересекают внешнюю границу Союзного государства в хорошо оборудованных пунктах пропуска. Российско-белорусские пункты пропуска построены наспех и не в состоянии переработать такой грузопоток. Комплексы зданий и сооружений ППУ эксплуатируются с 1995 года по временным схемам. В результате уже в 1997 году износ всех временных построек приблизился к 100 процентам. На всех ППУ отсутствуют  расширенные  полосы для  размещения автомобилей в период их регистрации и оформления таможенных документов. Это ведет к образованию многокилометровых очередей, заторов, а порой и аварий.
В перечне  предложений  по совершенствованию нормативной базы участники проверки назвали унификацию требований по весовым и габаритным  параметрам. Ведь по многим российским дорогам нельзя перевозить такие тяжелые грузы, как в Евросоюзе. Кроме того, аудиторы предлагают устранить несоответствие между максимальной суммой гарантии, которая может быть истребована с гарантийного объединения в случае, если перевозчик не оправдает доверия  таможенников. В странах Евросоюза гарантия составляет 60 тысяч евро, а в России и Республике Беларусь – 50 тысяч долларов. «Устранение этой правовой коллизии приведет к кратному уменьшению сроков перемещения грузов  через границу и снижению финансовых затрат перевозчиков», – заявляют авторы проверки.
Аудиторы Счетной палаты считают, что в условиях динамично развивающегося товарооборота очевидна роль Союзного государства в изменении логистических схем. Они  предлагают в большей степени использовать железнодорожный и морской транспорт. Важным резервом в повышении объемов перевозок через российско-белорусский участок границы аудиторы видят в позиции Таможенного комитета Союзного государства, которому предстоит  постепенно переместить  пункты таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешнюю границу Союзного государства.
***
Разговор получил продолжение на этой неделе во время встречи в Москве глав контрольных ведомств России, Беларуси и Польши.
Как сообщил журналистам председатель Счетной палаты России Сергей Степашин после встречи, вопрос о переносе границ Союзного государства России и Беларуси может быть решен уже в этом году.
Заметим, что весть о том, что пересечение границы между странами – участницами Союзного государства может быть максимально упрощено, была не единственной многообещающей новостью. Более того, сами переговоры в здании Счетной палаты РФ стали своего рода сенсацией – это было четырехстороннее рабочее совещание руководителей Высших органов финансового контроля России, Беларуси и стран – участниц Евросоюза – Польши и Литвы. Правда, руководство литовских финансово-контрольных органов участвовало в московской встрече в режиме «телефонной конференции», но на единодушии и согласованности переговоров это обстоятельство никак не сказалось.
Главные контролеры собрались в Москве затем, чтобы обсудить итоги проверок, которые прошли накануне в четырех странах на пограничных пунктах пропуска. Это была проверка того, как работают государственные службы и насколько эффективно тратятся бюджетные деньги на обустройство границ. Проверка проводилась по единым правилам и международным стандартам.
Как прокомментировал совместную работу коллег Сергей Степашин, в последнее время ситуация на границах между нашими странами значительно улучшилась – деятельность пунктов пропуска достаточно эффективна. Ну и к первым положительным итогам инспекции контролирующих органов можно отнести то обстоятельство, что многие из выявленных недостатков уже ликвидированы или в процессе разрешения.
Так, решен вопрос о выравнивании с 1 января 2009 года уровня максимально гарантированной суммы по уплате таможенных платежей в странах Европейского Союза, Беларуси и России. Процесс подготовки переноса всех видов контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Союзного государства близится к своему завершению. Это значительно облегчит пограничный и таможенный контроль не только в Союзном государстве, но и между нашими странами и Евросоюзом.
Но, конечно, проблемы остались. До сих пор не создана единая информационная база для приграничных структур Союзного государства и ЕС. Некоторые пропускные пункты по разные стороны границы не синхронизированы, находятся далеко друг от друга. И тогда все достоинства современных пунктов пропуска, оборудованных по последнему слову, перечеркиваются их удаленностью друг от друга – в работе нет согласованности, а переход через границу товаров и транспорта обрастает ненужными сложностями. По мнению Сергея Степашина, это и есть неэффективное использование государственных средств при обустройстве границ.
Для того чтобы транзит товаров через границы России, Беларуси и стран Евросоюза неуклонно рос, нужно упрощать правила игры: это и  унификация законодательства, регламентирующего международные перевозки, создание единой информационной системы и товаросопроводительной документации, включая предварительное информирование о перемещении грузов, оптимизацию видов госконтроля в пунктах пропуска. Между тем, отметил Сергей Степашин, до сего дня существуют разночтения в нормативных документах, регламентирующих габаритность перевозимых через границу грузов, что создает новые неудобства для перевозчиков. Назрела и унификация штрафных санкций за нарушения правил грузоперевозок – работа в этом направлении уже ведется.
Проведенная ревизия и выработанные по ее итогам рекомендации, считает председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Зенон Ломать, будут способствовать повышению эффективности работы системы пограничных и таможенных служб на пограничных пунктах пропуска.  По итогам совещания руководители ВОФК России, Беларуси и Польши подписали Меморандум о результатах параллельного контрольного мероприятия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter