Большой репортаж с южных и западных рубежей Беларуси

Граница любит тишину

Комарин: служба в дозоре

«На границе должна быть тишина», — объяснил свою и напарника немногословность старший пограннаряда самой южной заставы Беларуси Андрей Ефименко. Мы шли дозором вдоль береговой линии Днепра, за ним в 200 метрах — Украина, в 36 километрах — Чернобыльская АЭС. Вообще, пограничная служба единственная в стране, которая ежедневно на боевом дежурстве: 24 часа в сутки бойцы в зеленых фуражках охраняют нашу с вами безопасность. Сегодня у них профессиональный праздник. 


След на полосе

Протяженность всей белорусской границы — 3617 километров. Вдоль рубежей надежная защита — заставы и посты. «Вообще, оперативная обстановка на границе во второй половине 1990-х была непростой, — рассказывает мне официальный представитель Гомельской погрангруппы Алексей Дюбенков. — Активны были международные преступные структуры, шла немыслимых сегодня масштабов контрабанда оружия, наркотиков, стратегического сырья. Серьезную угрозу для Беларуси и всей Европы представляла транзитная незаконная миграция».

Для наведения порядка открывались пункты пропуска — автодорожные, железнодорожные, авиационные, пункты упрощенного пропуска. Менялась пограничная инфраструктура, организационно-штатная, создавалась собственная связь, обновлялись автопарк, техника и вооружение. В погранслужбе появились катера, беспилотники, автожиры, развивалась система инженерно-технических средств охраны… Комаринский погранпост (а с 2016 года — застава) появился в 2014 году, это подразделение Гомельской погрангруппы.

Тренировка.

Сама застава небольшая. И людей вроде немного, и уместилась компактно на небольшом клочке земли. Теперь тут удобные помещения для отдыха, занятий, кухня и столовая, свои теплицы для выращивания овощей и зелени. Есть и гараж для техники, вольеры для служебных собак.

— А это спортгородок и городок погранслужбы, где перед дежурством бойцы обязательно тренируются на контрольно-следовой полосе, — один из навыков пограничника, говорит начальник заставы Антон Самолюк, — следопытство. — Нужно, например, определить направление, пол, вес человека. Да и нарушители нередко хитрят: и спиной вперед идут, и след в след, и «копыта» на ноги надевают. 

Застава создавалась при капитане Самолюке. Видно, что молодой человек вложил в нее не только знания, много сил, но и душу. Офицер рассказал, что процентов 50 военнослужащих заставы — парни, продолжившие службу по контракту. В основном это люди местные, здесь и семьи создают. Кстати, сам начзаставы из семьи банкиров, но захотел стать военным, пограничником. Ответственность большая, как и объем работы. Свой участок капитан знает хорошо, сам регулярно обходит все маршруты. Иначе нельзя.
В 2019 году военнослужащие Гомельской пограничной группы задержали 631 нарушителя законодательства о госгранице. 
В пешем дозоре

Граница охраняется круглосуточно. Вооружения и техники достаточно. Есть тепловизоры, приборы ночного видения, различные датчики и сигнализационные приборы. У каждого пограничника радиостанция для связи с дежурным. Из транспорта — мотоциклы «Минск», автомобили высокой проходимости, плавсредства, моторная лодка «Шквал». В помощь заставе — автожир Гомельской погрангруппы, он патрулирует с воздуха.

…Лесные тропы уводили нас на участок, где наиболее вероятны нарушители. Сейчас застава охраняет территорию протяженностью 50,5 км. Ее особенность в том, что это не только сухопутный участок, но и по реке Днепр. К тому же рядом международный пункт пропуска. 

В день наряды могут ходить и по 20, и по 50 км. А могут на дежурство и на несколько суток уйти. Все от обстановки зависит. Приходится, говорят пограничники, и бегать, и ползать, и в засаде подолгу сидеть: «Также надо уметь маскироваться, стараемся нести службу скрытно». 

Долгое время мы шли молча. В голове крутилось «на границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят». Хотя с погодой повезло: солнце, ветра нет и слышимость хорошая. Шорох. Бойцы остановились, прислушались. Замерли и мы. Нарушитель? 

В пешем дозоре. Андрей Ефименко и Александр Бурчиц

— Косуля, — улыбнулся старший наряда Ефименко. Говорит, что живности в этих местах много. Встречаются, волки, лоси, дикие кабаны, лисы… — Особенно неприятно, когда разливается Днепр и змеи на островки ползут, а ты, к примеру, там в секрете лежишь. Некоторые гады, как оказалось, еще и прыгать умеют. Несколько лет назад Днепр разлился настолько, что вода доходила почти до заставы. 

Что до нарушений, то их стало меньше. Люди видят, что граница охраняется, и соблюдают требования. А раньше, рассказывают бойцы, и нелегальных мигрантов, и грузы задерживали, и сталкеров. Любители экстремального туризма при полной амуниции и с дозиметрами, нарушив границу, обычно пробирались в отселенный город Припять. 

Шорох. Бойцы остановились. Нарушитель?

— Население нам очень помогает, — говорит старший. — Вот если бы вы сами по деревням гуляли, то люди нам бы уже об этом сообщили. Граждан за помощь поощряем. 

Свои участки наряды знают хорошо. Шутят, что в этих лесах еще ни один пограничник не заблудился.

Речной патруль

Моторная лодка привычно скользнула с причала на воду, слегка качнулась. Командир пограничного судна Андрей Ефименко ловко в два прыжка оказался внутри. Главное условие для тех, кто на борту, — надеть спасательный жилет и без разрешения старшего не передвигаться. 

Больше всего хлопот с рыбаками-нарушителями.

— Вообще, моторка нужна для усиления охраны границы с Украиной на реке, пресечения нелегального перемещения людей и грузов, браконьерства и других нарушений, — сказал мне Андрей. Он за штурвалом. Для этого, вернувшись на заставу контрактником, пришлось подучиться. Парень он скромный, от ребят узнала, что боец недавно спас человека на пожаре, вынес его из горящего дома. Младшему пограннаряда Александру Бурчицу идти в пограничники посоветовал друг. Время, признается солдат, здесь летит быстро: «Пять месяцев прошло и не заметил. Друг сказал, что на заставе хорошие люди служат, в этом и я убедился».

Мы шли по Днепру со скоростью 40 километров в час. Эхолот подсказывал температуру воды за бортом — было 13 градусов, глубину — чуть больше 3 метров, сканировал дно. Важно не сесть на мель и не зайти на территорию сопредельного государства. С первым помогают тот же эхолот и буи — надо идти от них левее, во втором — ориентироваться по фарватеру. Также нужно знать места, где моторка может подойти к берегу. А вот и повод — двое с удочками на берегу. 


Лодка еще не причалила, а рыбаки уже потянулись к карманам за документами. 

— Здравствуйте, как рыбалка? — спросил пограничник. 

— Да так. Полтора часа и три рыбины, густерочки. Тут же и Украина вся рыбачит, и Беларусь, гомельских много. 

Паспорта и пропуска на нахождение в пограничной полосе в порядке, и мы идем дальше. Кстати, с любителями лова рыбы здесь больше всего хлопот. То украинцы к нашему берегу причалят без прохождения пункта пропуска, а это нарушение режима госграницы. В итоге — штраф, конфискация лодки и депортация через пункт пропуска. То белорусские рыбаки без соответствующих пропусков ловлей занимаются — их тоже наказывают. 

На посту между белорусским и украинским пунктами пропуска

Чтобы попасть на мост между белорусским международным автодорожным пунктом пропуска (МАПП) «Комарин» и украинским «Славутичем», пришлось преодолеть 63 крутые ступеньки. После продолжительной «прогулки» по лесу нагрузка на ноги чувствуется.

— Это с непривычки, — улыбнулся Александр Бобров, он дежурил на посту наблюдения между МАПП. За дежурство ефрейтору Боброву с напарником, бывает, приходится раз по 10, а то и больше вот так спускаться-подниматься. — Нужно проверить пропуска, в основном у рыбаков, а также смотреть, чтобы нарушений не было. 

…Дозорные Ефименко и Бурчиц вернули лодку в ангар, сдали оружие — и на ужин. Такая она, жизнь на заставе. 

А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО 

пограничникам нельзя: покидать место несения службы (исключение — стихийное бедствие, заболевание, преследование нарушителя и др.), курить и разводить костры, громко разговаривать — это демаскировка наряда, отдых и прием пищи — по режиму (даже конфету нельзя) и т.д. 

gladkaya@sb.by

Брест: часовые у ворот

Даже сейчас, когда страны-соседи закрыли кордоны для массового перемещения, работа наших пограничников по-прежнему напряженная. У нарушителей границы своя жизнь: они придумывают десятки изощренных способов перехитрить стражей белорусских рубежей. Только тщетно. В этом убедился наш корреспондент, познакомившись с реалиями работы брестских пограничников.

Рядовой Александр Ятченко на заставе им. Кижеватова.

Дым над Бугом

В международном пункте пропуска «Козловичи» под Брестом в сложившейся ситуации особое внимание уделяют состоянию здоровья перевозчиков. Им в обязательном порядке измеряют температуру. Дальнобойщики, проходя необходимые процедуры, охотно идут на контакт. Перевозчик из Латвии Олег Агафонов поддерживает строгий санитарный контроль:

— Я с 1990-х работаю в этой сфере. Белорусские пограничники всегда были доброжелательны. Это их отличительная черта! Правильно делают, что серьезно осматривают водителя. В Европе, например, на границе такого высокого контроля нет. Разве что в Польше. Хотя в общественных местах там все должны носить маски.

Олег везет бамбук для зоопарка. Он может ехать дальше. Но кордон проходят не все. Буквально за час до моего приезда на пункт пропуска у одного из водителей тепловизор показал повышенную температуру. Были выявлены и другие признаки ОРВИ. Пациента забрала «скорая», а фуру уже на моих глазах обрабатывали дезраствором.

За считаные минуты в пункте пропуска может произойти разное. У начальника смены отделения пограничного контроля Игоря Шпилевского дежурство выдалось непростым:

— Ночью отключилось электричество. До прибытия ремонтной бригады надо было своими силами решать проблему. Днем горел автопоезд с угольными брикетами. Водитель ехал из Беларуси в Польшу, и уже в районе заезда в сопредельный пункт пропуска на прицепе произошло возгорание. Польская пожарная бригада приехала тушить, но воды не хватило. Качали из Буга. Дальнобойщик не захотел везти груз, вернулся обратно. Машина вновь задымила. В течение 10 минут приехали сотрудники МЧС.

Игорь, потомственный пограничник, отвечает за все, что происходит в пункте пропуска. Это головной центр, на который завязаны все службы. В день сюда поступают сотни сигналов, на которые нужно оперативно реагировать. Работа не из легких, но офицер привык.

В сутки через «Козловичи» сейчас проходит до 600 машин в обе стороны. Нагрузка в связи с коронавирусом уменьшилась, но, поясняет заместитель начальника отделения пограничного контроля Алексей Кузьмицкий, добавились новые функции:

— Сообщаем сотрудникам МВД, кто проезжает транзитом, а кто остается на территории страны. Соответственно, помогаем сотрудникам санитарно-контрольных пунктов.

Об авантюристах и преступниках

От пункта пропуска идем на заставу имени Кижеватова, гордость Бреста. Ее фланги как раз проходят по территории областного центра. Начальник заставы Дмитрий Скарина рассказывает о некоторых уловках нелегалов, которые для реализации своих хитроумных планов часто используют Брестскую крепость:

— Стараются затесаться в толпе, прикинуться обычными туристами. И даже когда их задерживают, отговариваются, мол, приехали посмотреть легендарную Цитадель. Недавний случай: гражданин Украины пытался форсировать Буг во время церемонии принятия присяги новобранцами. После задержания пробовал прикинуться рыбаком.


Пограничников трудно провести. Нарушители прокалываются на мелочах. Не спасают даже современные технологии. Дмитрий Скарина вспоминает недавнего лжетуриста из Африки:

— Словарный запас у него был слабым. Впоследствии в мобильном телефоне были обнаружены заготовленные на русском языке фразы для общения с местным населением: «Где граница?», «Как попасть в Польшу?», «Пожалуйста, не говорите обо мне пограничникам».

Многие нелегалы попадают в поле зрения камер наблюдения, которых у пограничников становится все больше. Однако нельзя сбрасывать со счетов бдительность дозорных и часовых. Недавно задержали гражданку России, пытавшуюся прорваться во Францию к возлюбленному, с которым познакомилась в интернете. Но не только любовь и поиск лучшей жизни толкают людей на отчаянные поступки. Попадают в поле зрения и настоящие преступники.

Добрая традиция

Служба требует от защитников заставы отличной физической подготовки. С рядовыми Михаилом Римашевским и Юрием Лопатиным, заступившими в дозор, я лишь немного прошелся по флангу. Далеко не все 10 километров. И это без полной выкладки с автоматом! Ребята говорят, что для них это дело привычное. Сложнее всего, считает Михаил, ночная служба, особенно если с рассветом задерживаешь нарушителя:

— В шесть утра задержали гражданина России. Я был в дозоре. На Госпитальном острове, напротив музея «Берестье», нашли его рюкзак. Начали искать следы. Нарушителя обнаружили на дереве. Сидел сверху, хотел перепрыгнуть колючую проволоку. Интересно, что на такой шаг юноша отважился в свой 19-й день рождения.

А вот у рядового Александра Ятченко сегодня другая функция. Он — часовой. Можно сказать, лицо страны — охраняет железнодорожный мост, ведущий в Польшу. Бойца можно увидеть, проезжая по объездной дороге, которая проходит мимо заставы. Пограничник встречает и провожает поезда, идущие к соседям. Машинисты приветствуют его и прощаются с ним гудком. Такая вот добрая традиция…

ЦИФРЫ

По словам официального представителя Брестской погрангруппы Сергея Дмитриева, с начала года на вверенной территории пресечено 34 попытки незаконного перемещения через границу материальных ценностей на сумму свыше 280 тысяч рублей, задержаны 3 единицы оружия, зафиксирован 1 инцидент, связанный с незаконным перемещением наркотиков.

mityakov@sb.by

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо:

— Сегодня, как и в других областях, в охране границы никак нельзя останавливаться в техническом развитии и активном внедрении новых технологий. Нестабильная политическая и экономическая обстановка в мире заставляет нас держать высокую планку в вопросах обеспечения безопасности государства. Поэтому непрерывно развивается и адаптируется к внешним переменам инфраструктура пунктов пропуска, поставляются новейшие технические средства и комплексы, которые помогают пограничникам выявлять любые нарушения. 

В частности, на всех участках границы внедряется интегрированная система охраны рубежей. Она представляет собой совокупность совместно действующих технических средств различного назначения. 

Интегрированная система дает подразделениям возможность следить за участками границы дистанционно и мгновенно действовать по принципу «обнаружить — распознать — принять решение». 

За 4 месяца 2020 года территориальными органами пограничной службы задержано 68 нарушителей государственной границы, 7 из них — в пунктах пропуска. Выявлено 9 человек с поддельными и чужими документами. При этом мы отмечаем увеличение в три раза количества задержанных нарушителей границы на авиационном направлении. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter