Граница контроля

Белорусская политика характеризуется учетом международных реалий и в то же время отстаиванием национальных интересов. Этот двуединый принцип был основным при рассмотрении законопроектов на вчерашнем заседании Палаты представителей.

Мировые процессы чем-то напоминают океанскую воронку, которая практически никому не оставляет шансов быть в нее невовлеченным. И когда сегодня какую-то страну пытаются представить как закрытую, то это отвечает реальности лишь в незначительной части. Речь скорее можно вести о существовании различных глобальных и межрегиональных полюсов влияния (формирующихся или уже сформированных), об их конкуренции и борьбе за лидерство. Беларусь на геополитической карте — это связующее звено между Востоком и Западом. Отсюда и национальные приоритеты.
Вчера в Палате представителей заместитель министра иностранных дел Виктор Гайсенок представил на рассмотрение депутатов межправительственное белорусско-польское соглашение о взаимных поездках граждан.
Польша в конце прошлого года вошла в Шенгенскую зону и заявила о необходимости пересмотра всех отношений сообразно “новым вводным”. Шенген — это союз государств, между которыми сведены к минимуму таможенно-пограничные проверки. Однако это не значит, что интересы всех стран, входящих в “безграничное пространство”, тождественны. К примеру, Польшу и Литву связывает с Беларусью многовековая история. Возможно, для жителей Барселоны и нет большой разницы, сколько придется гродненцу платить за визу, чтобы попасть на свадьбу к двоюродному брату в Белосток. Однако для белорусов и поляков соседство — понятие не только географическое.
Именно поэтому наши внешнеполитические ведомства и подписали соответствующее соглашение. Оно увеличивает срок пребывания граждан на территории государств-сторон до 180 дней в году, определяет безвизовый режим поездок для тех, кто имеет дипломатические паспорта или вид на жительство в другой стране—участнице соглашения. В ряде случаев от обязательства получения виз освобождены экипажи воздушных и морских судов. Установлена возможность получения бесплатной визы детям до 6 лет, учащимся, студентам, аспирантам и сопровождающим их учителям, которые выезжают в целях обучения в вузах или на курсах, а также ученым, выезжающим с целью проведения научных исследований. На принципе взаимности предусмотрена выдача бесплатных виз участникам мероприятий научно-технического, культурного и спортивного характера.
Безусловно, ратификация соглашения в белорусском парламенте не подразумевала неких неожиданных коллизий. В то же время депутат Лилия Кашенкова обратила внимание Виктора Гайсенка на то, что жителям приграничных пунктов никаких послаблений не предоставлено. Замминистра ответил, что Минск и Варшава обсуждают эту проблему: “Сближение позиций наметилось”. А вот по поводу снижения стоимости виз МИДу пока обнадежить нечем. Виктор Гайсенок с сожалением констатировал, что “работа в этом направлении крайне затруднена в связи с политическими требованиями Евросоюза”.
То, что политика увязана со взаимоотношениями простых граждан, новостью, конечно, назвать сложно. Любопытно другое. Шенген — это не Евросоюз. Как говорил герой одного кинофильма, не нужно путать газированный напиток с крепкой настойкой. Ингредиенты разные. Евросоюз — это альянс экономический и стремящийся стать единым в проведении внешней политики. А свобода передвижения граждан — несколько из другой области. Кстати, Беларусь снизила стоимость виз для европейцев вдвое, а решение межгосударственных вопросов отнесла к другому переговорному формату.
Официальный Минск никогда не отказывался от совершенствования отношений в обществе. И очередным шагом на этом пути стало принятие вчера депутатами во втором чтении законопроекта “О Национальном собрании Республики Беларусь”. В принципе, конечно, можно было жить и дальше без объемного юридического документа, регламентирующего деятельность парламента. Но тот факт, что этот проект закона, обсуждаемый уже более пяти лет, принят именно сегодня, говорит о многом.
Национальное собрание теперь получает более расширенные полномочия. В первую очередь это касается контролирующих функций. Депутаты и сенаторы вправе получать информацию о реализации законов и о ходе выполнения республиканского бюджета, создавать временные комиссии и запрашивать документы, необходимые для их деятельности. За парламентом также закрепляется право рассматривать кандидатуры на должности послов и многое другое.
“Принятие закона о Национальном собрании явится шагом на пути правового регулирования деятельности парламента”, — убежден заместитель председателя Постоянной комиссии по строительству, местному самоуправлению и регламенту Иван Семененя.
Вчера депутаты приняли изменения и дополнения в Закон “О таможенном тарифе”. “Вносимые поправки предполагают применение механизма учета скидок таможенной стоимости товара, что полностью согласуется с принципами Всемирной торговой организации”, — отметил председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter