Граница должна не разделять, а объединять!

Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майор И.А.Рачковский.

Председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майор И.А.Рачковский.


В современных условиях идеи взаимовыгодного сотрудничества и партнерства представляются основой для безопасного существования и развития мирового сообщества.


Традиционно пограничная политика любого государства формируется в первую очередь исходя из приоритетов его внутренней и внешней политики.


Беларусь, придерживаясь прогрессивной линии развития взаимоотношений в пограничной сфере, не составляет исключения. Наша политика на границе ориентирована на формирование пояса добрососедства вокруг страны и создание благоприятных условий для добросовестного транзита через белорусскую территорию. При этом интересы пограничной безопасности нами сегодня рассматриваются через призму общеевропейских и мировых стандартов в вопросах транзитной политики.


Выстраивание партнерских отношений в системе пограничной безопасности сегодня представляется наиболее продуктивным направлением. Высокая степень взаимопонимания и готовности совместно управлять процессами на границе — это главный результат международной оценки уровня надежности белорусских рубежей. Ведь, по существу, белорусская граница — это единственный рубеж пограничной безопасности и фильтр транзитных и миграционных потоков от Лиссабона до Курил. Это своего рода связующее звено, мост между Западом и Востоком. По левую сторону от белорусской границы — Евросоюз, по правую — Союз Беларуси и России. Фактически наша граница — это союзный рубеж в прямом и переносном смысле. Это самая уникальная по своему содержанию граница, предназначение которой сегодня не разделять, а связывать и объединять.


Географически наша страна находится на перекрестке основных транзитных путей между Западом и Востоком, Севером и Югом. Как отметил Президент, транзит — это наше национальное богатство и достояние. Более того, здесь, в Беларуси, на нашей территории бьется сердце трансъевропейского коридора. Через нашу территорию пролегают самые цивилизованные, безопасные и экономичные маршруты.


Оптимальный транзит — важнейший элемент экономической целесообразности. Возрастающие из года в год пассажирский и транспортный потоки через наши границы — явное свидетельство транзитного преимущества Беларуси.


Сколько войн прокатилось «смертоносным транзитом» через наш рубеж в прошлом... И память об этом застыла по всей западной границе в монументах и памятниках воинам–пограничникам героических застав июня 1941 года.


Сегодня уже все понимают, безопасность — общая задача, и обособленно ее не решить. Коренным образом изменился и характер угроз на границе. Терроризм, трансграничная организованная преступность, наркотрафик, торговля людьми, нелегальная миграция, нелегальный оборот оружия и опасных веществ несут новые угрозы. Экономическая стабильность государств подрывается контрабандной деятельностью.


Пограничная служба Беларуси на современном этапе активно проявляет себя в сфере международного пограничного сотрудничества. Накоплен огромный опыт партнерских отношений с соседями и авторитетнейшими международными организациями. На качественно новый уровень вышло пограничное взаимодействие и в рамках Союзного государства.


Благодаря взвешенной пограничной политике нашего государства мы обеспечили обустройство общей границы с Евросоюзом, создали условия для развития современной пограничной инфраструктуры. Существенно возросли роль и значение органов пограничной службы и в вопросах проведения региональной пограничной политики.


Белорусская граница сегодня приобретает новый облик. Растут ее возможности в вопросах оснащения и оборудования. Уровень автоматизации в белорусских пунктах пропуска и качество пограничного контроля уже не уступают европейским аналогам. Сегодня все делается для того, чтобы пересечение нашей границы было наиболее комфортным. В то же время максимально обеспечивается заслон криминальным факторам на границе.


В прошлом году решением Президента пограничные войска преобразованы в пограничную службу. Тем самым задачи пограничного ведомства были выведены на новый качественный и более масштабный уровень. Статус современной пограничной службы ко многому обязывает. Главные приоритеты ее сместились именно на вопросы правоохранительной деятельности, профилактику правонарушений на границе, создание условий для повышения транзитной привлекательности государства, развитие туристической и социальной сферы в приграничье.


Теперь компетенция погранслужбы не ограничивается специфическими вопросами борьбы с нарушениями пограничного законодательства. Наша задача — придать новый импульс жизни и развитию приграничья, чтобы оно перестало быть окраиной.


Создание областных комиссий по вопросам региональной пограничной политики более чем оправдало себя. Наши предложения по сокращению размеров пограничной зоны и обеспечению широкого доступа к самым интересным уголкам Беларуси получили поддержку исполнительной власти на местах.


Теперь там открываются совершенно новые возможности для туризма и отдыха, развития приграничного сервиса. Это новые рабочие места, это новые аспекты решения проблем занятости населения. В конце концов это инвестиции в экономику регионов и улучшение условий деятельности субъектов хозяйствования.


Естественно, что сами по себе пограничные войска такой широкий спектр задач решать уже не могли. Возникла необходимость создания системы компетентных в данных вопросах органов, а именно органов пограничной службы.


Охрана и защита границы по–прежнему остаются основной задачей пограничной службы. Но все же ее решение уже во многом зависит от социально–демографических, экономических и других общественно значимых параметров развития обстановки в пограничном пространстве. Сегодня, как показывает практика, существенное влияние на формирование условий жизни на границе могут оказывать и криминологические факторы.


Попытки трансграничных преступных организаций получать сверхприбыли на трафике представляют самую реальную угрозу для национальных интересов на границе. И простыми заградительными мерами здесь уже не обойтись. Прочные оперативные позиции, эффективная превентивная работа сегодня нацелены на недопущение противоправных элементов к рубежам. Действия на упреждение, создание невыносимых условий для трансграничной преступности на нашей территории, ограждение приграничного населения от попыток втягивания его в противоправную деятельность — все это имеет комплексный характер решения. Формирование на границе своеобразного буфера благонадежности и стабильности в современных условиях выходит на первый план. Как говорится, болезнь легче предупредить, чем лечить. Именно в этом и заключаются главный принцип эволюции пограничной службы и суть проводимой государственной пограничной политики.


Но при всем при этом мы не собираемся отказываться от славных традиций пограничных войск. Их символы, опыт, надежность, приверженность высоким идеалам нерушимости и защите родных рубежей легли в основу дальнейшего движения вперед.


Динамика современной жизни крайне высока, поэтому и мы не имеем права занимать выжидательную позицию. Мы просто обязаны идти в ногу со временем. Мы хотим жить в дружбе и союзе со своими соседями, и потому мы вправе называть свой рубеж союзным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter