Гранитный серпантин

Женский взгляд из кабины БелАЗа
Женский взгляд из кабины БелАЗа

Если и существует на свете нечто совершенно несовместимое с женщиной, то, по–моему, это как раз и есть карьерный самосвал БелАЗ. Огромная машина отождествляет собой мужскую силу и мощь. Может быть, именно поэтому так хотелось мне прокатиться на ней, почувствовать, каково это — управлять такой махиной?

В истории автотранспортного парка РУПП «Гранит», расположенного в Микашевичах, пожалуй, единственного места в Беларуси, где эксплуатируют БелАЗы, я — вторая женщина, забравшаяся в кабину такой машины. Первой была американка, представительница одного из фондов.

Машина с «танковым» номером

Впервые рассматриваю БелАЗ вблизи: ну и громадина! С моим ростом не достаю вытянутой рукой даже до верха колеса, что уж говорить об остальном! Для справки — такое «колесико» стоит под тысячу долларов, а его вес — 450 кг! Чтобы попасть в кабину самосвала, надобно преодолеть крутые ступеньки, помогая себе руками — не уцепившись за поручни, сделать это, по–моему, невозможно.

Водитель, с которым я должна отправиться в путь, — 50–летний Александр Котко, оглядывая скептическим взглядом мои светлые брюки, говорит:

— Возьмите хотя бы рукавицы...

Но ни рукавицы, ни то, что я стараюсь не прикасаться к грязным, на мой взгляд, частям автомобиля, меня от этой самой грязи не спасают. Да это и не грязь вовсе, а мелкая гранитная пыль, оседающая на всем в округе. Ею покрыты поручни и части автомобилей, экскаваторов и бурильных станков в карьере, обочины дороги, листья растущих здесь же деревьев и даже грибы, проклевывающиеся в лесопосадках вокруг «Гранита».

«Мой» БелАЗ с «танковым» номером — 34, коротко рыкнув, трогается с места. Сижу, как в башне, — до земли далеко–далеко! Мимо, качаясь, проплывают деревья, корпуса предприятия. В составе комбината «Гранит», кроме автотранспортного парка, дробильно–сортировочный, литейно–механический, камнеобрабатывающий заводы и собственно само месторождение гранита — карьер, к которому мы сейчас и движемся под уклон. На въезде туда — очередь самосвалов, и выглядит она очень впечатляюще.

Александр объясняет, что сегодня в карьере работали взрывники, сейчас уляжется пыль после взрыва, и мы спустимся на самое дно, к тому уровню, до которого отсюда ровненько 132 метра. Чтобы было нагляднее — примерно 4 девятиэтажки, поставленные одна на одну!

Наш маленький Кавказ

Протяженность всех асфальтированных дорог в карьере — 17 километров. Если вы хоть раз в жизни проезжали по горному серпантину, должны меня понять: дорога убегает круто вниз, с одной стороны высятся практически отвесные гранитные стены карьера, с другой — круто уходящие вниз ступени уровней. Кое–где видятся белые бурлящие водопады. Вот она, экзотика белорусская, чтобы набраться впечатлений, совсем необязательно ехать за тысячи километров! Картинка абсолютно идентична кавказскому пейзажу... На дне карьера даже уши закладывает от перепада высоты, так, как при спуске в горное ущелье или подземные пещеры.

Снизу картина еще величественнее: верхняя граница выработки окутана легкой туманной дымкой, и впечатление, что я в горах, становится еще сильнее.

Подъезжаем к месту погрузки. Поразительно, как БелАЗ слушается человека — точно–точно проходит между россыпями гранитных камней, буквально протискивается. Вот это мастерство! На мое удивление Александр отвечает:

— За рулем БелАЗа я уже 10 лет, а шоферю уже больше 30.

Каждый БелАЗ в смену загружается у вполне конкретного экскаватора. Для того же, чтобы выполнить план, водитель делает от 20 до 30 рейсов за смену. Всего в прошлом году самосвалы автотранспортного парка РУПП «Гранит» перевезли около 14 миллионов тонн грузов, а общий пробег автомобилей составил чуть меньше 4 миллионов километров.

По труду и зарплата

Вот наконец и наш экскаватор. Огромный, мощный, издали кажется игрушечным, а вблизи — подавляет своей величиной и тем, как легко ворочает гранитные глыбы.

...Спрашиваю, сколько приблизительно веса в одном гранитном «камушке», лежащем неподалеку, и слышу ответ:

— Тонн семь, наверное.

Ничего себе! А с виду обломок породы и не очень–то большой...

Становимся под ковш. В момент, когда гранит сыплется в кузов, махина БелАЗа буквально подпрыгивает. Грохот ужасный! Четыре экскаваторных «ковшика», и 42–тонный самосвал загружен.

Обратно поднимаемся заметно тяжелее и по времени дольше, на выезде минуем электронные весы, установленные недавно и еще находящиеся в стадии регулирования. С удивлением узнаю, что информация с весов сразу попадает в компьютеры, и совсем скоро каждый водитель, набрав на дисплее у проходной несложный код, сможет узнать, сколько гранита он перевез за смену и сколько заработал денег.

А зарплаты, скажу я вам, у шоферов достойные, в среднем они колеблются между 900 тысячами и 1 миллионом рублей. Да и в общем по заводу заработки тоже немаленькие. Многие семьи из Микашевичей работают здесь в полном составе. У Александра Котко один сын, как и он, трудится на самосвале БелАЗ, второй — слесарь в цехе. Слесарит на заводе и племянник Александра. Чем не династия?

Следуем к месту разгрузки — это специальные бункеры, из которых гранит попадает в дробилки. Движение огромного кузова, и куски камня пересыпаются в бункер. Впереди у Александра еще несколько десятков рейсов, а для меня знакомство с БелАЗом закончено. Выхожу из кабины и с удивлением осматриваюсь, какое же все вокруг... маленькое! Интересно, такие ли ощущения были у Гулливера после того, как он покинул страну великанов? Думаю, что, во всяком случае, похожие.

Прощаюсь с водителем, и Александр, пожимая мне руку, смеясь, говорит:

— Разговоров о вашей поездке людям на «Граните» хватит на несколько недель!

Ну что ж, несколько недель — это тоже срок... А я вот точно знаю, что впечатления мои не угаснут до конца жизни. И рукавицы, вымазанные гранитной пылью, сохраню бережно, чтобы внукам потом продемонстрировать:

— В них ваша бабушка взбиралась на БелАЗ!


Справка «СБ»

В автотранспортном парке РУПП «Гранит» в Микашевичах 50 самосвалов БелАЗ. Стоимость одной машины — 318 миллионов рублей. Грузоподъемность — 42 и 45 тонн. Всего же в парке — 200 машин различных марок, кроме БелАЗов, это различные грузовые автомобили, тракторы и экскаваторы. В том числе и «шагающие».

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter