Грани фола

Инциденты в «Минск–Арене» (в конце игры хоккеистов «Динамо» и «Витязя») и в Грозном (после матча дублеров «Терека» и «Краснодара» охранниками стадиона избит футболист гостей Гогниев) оживили перманентную дискуссию о нравах, царящих в большом спорте...

Инциденты в «Минск–Арене» (в конце игры хоккеистов «Динамо» и «Витязя») и в Грозном (после матча дублеров «Терека» и «Краснодара» охранниками стадиона избит футболист гостей Гогниев) оживили перманентную дискуссию о нравах, царящих в большом спорте. Болельщики и даже люди, далекие от спортивных страстей, разделились на два лагеря: сторонников игры на грани (а то и за гранью) фола и противников жестоких зрелищ. Полярные позиции, как всегда, заняли и авторы нашей полемической рубрики. Просматривая видеоролик с бесчинствами тафгаев и тренера «Витязя», один из спорщиков искренне возмутился: «И ведь на это смотрели дети! Разве эта бойня имеет отношение к спорту?» На что получил ответ оппонента: «А разве только сейчас все открыли, что хоккей — не балет?»


Далее дебаты напоминали обоюдоострый поединок на ринге. Кто вышел победителем? Судить — дисциплинарно–арбитражной «комиссии» читателей!


Соперника нужно подавлять


Хоккейная команда «Витязь» — явление, которое находится за гранью добра и зла. Это крайность. Но, думаю, проблема тафгаев с уличными замашками при наличии доброй воли руководства КХЛ — вполне решаемая. Следует объявить хулиганов персонами нон грата на ледовой площадке да включить для шпаны с клюшками финальную сирену!


Но чтобы не впасть в другую крайность, не слишком заиграться в благородство, нужно четко осознать: хоккей, футбол, баскетбол и т.д. — не фанты, не бадминтон, не пятнашки. Крепкие парни не будут рассыпаться друг перед другом в реверансах. Место любителей бить исподтишка займут мастера, более искусные в хоккее, но отнюдь не избегающие мужских стычек. Даже не стоит пытаться превратить спорт в шоу улыбчивых и вежливых, а поход «на шайбу» уподобить посещению музея ледяных скульптур. Но почему–то попытки такие неустанно предпринимаются. Спортивную ярость и страсть пытаются придушить двойными стандартами, ложной борьбой за нравственность.


Любому завсегдатаю стадиона знакома картинка: футболист забивает важный гол и в порыве эмоций задирает на себе майку. Или вообще с обнаженным торсом бежит к фанатам, победно потрясая футболкой перед восторженными (заметь: не его татуировками, а точным ударом) болельщиками. Еще хлеще: подбегает к ультрас–сектору соперников и делает пальцем так: «Пиф–паф!» Что ждет такого игрока, кроме лавров победителя? Желтая карточка «за неспортивное поведение». Рефери руководствуется весьма странными правилами, запретами, которые логике не поддаются. Кто из функционеров ответит на вопрос: почему, к примеру, пловцам, прыгунам в воду можно щеголять перед зрителями в одних плавках, а футболистов наказывают за сорванные с себя майки? Или вот еще абсурд: борьба футбольных федераций с неписаным правилом «фэйр–плей» (честная игра). Это когда владеющие мячом соперники благородно отправляют «пятнистого» за бровку, если требуется медпомощь кому–то из оппонентов. В ответ благодарные оппоненты возвращают мяч из аута. Трибуны аплодируют, эмоции — самые позитивные! Но даже это кому–то из больших экспертов не нравится. Якобы принцип «фэйр–плей» приводит ко многим спорным ситуациям. Из той же серии — попытки протащить в правила футбола видеоповторы неоднозначных моментов. Идеалисты всерьез полагают, что новшество покончит с судейскими скандалами. А по–моему, конец придет интриге... И зачем мне хоккей без честных «один на один» поединков? Игрок должен подавлять соперника — вот и вся философия хоккея, регби, единоборств. Что тут плохого? Это не уличная драка и нападение исподтишка. Я за спортивную жесткость, а трус не играет в хоккей...


Борьба за «чистоту нравов» в спорте доходит иной раз до весьма парадоксальных прожектов. Слыхал? Женская теннисная ассоциация (WTA) начала борьбу против громких криков теннисисток на корте. Дескать, зрители недовольны, соперницы–молчуньи на игре сосредоточиться не могут. Но не идет ли такое ханжество от желания спонсоров престижных соревнований устранить любые риски на пути денежных потоков? Большому бизнесу, Роман, ни к чему проблемы, связанные с непредсказуемостью атлетов, схватками на площадке, выходками звезд, демаршами фанатов. Инвесторам рейтинговых турниров выгоднее работать по правилам прибыльных шоу — с гламурными звездами на площадке и тихими поедателями бутербродов на трибунах.


Болельщики старой закалки от такой «попсы» просто в смятении. Есть в Европе даже движение сопротивления — Against modern football («Против современного футбола»). Ничего общего с хулиганством, хотя в авангарде — хорошо организованные фанаты. Требования парней с «виражей» в чем–то сродни постулатам «искреннего футбола»: «Категоричное «нет» договорным матчам! Футбол — вне политики! Верните эмоции на поле и трибуны! Нет симуляциям футболистов! Новые владельцы не имеют права менять названия и традиционные цвета клубов! Мы против переходов игроков из стана главных соперников и за ставку на свою молодежь! Поддерживайте не успешные топ–клубы, а свою местную команду, в какой бы лиге она ни играла!»


«Ультрас» хоть иной раз перегибают палку, но не фальшивят. Люди хотят жестких зрелищ. Ведь со времен гладиаторских боев в человеческой природе мало что изменилось. Осталась жажда борьбы, древнее желание одной общины доказать свое превосходство над другой. Ведь почему так популярен был хоккей в годы, когда родители нынешних тафгаев ходили в школу? Не было в 60 — 70-е ледовых «копов», зато на площадке сходились две системы. В матчах Канада — СССР тройка Петров, Михайлов, Харламов пленных не брала! Сейчас «холодной войны» в спорте нет, но футбол–хоккей и все, что вокруг, — это мини–сражение, направленное в цивилизованное русло. Если же ситуация выходит из–под контроля, виноваты прежде всего организаторы, службы безопасности. Хотя и спортсменам, болельщикам нужно меру знать.


Прогноз:


Инциденты с бузотерами будут повторяться, пока существует спорт. Главное — не допускать кровопролития. Но страсти на самых престижных катках будут только подогреваться с помощью тафгаев и эпатажных звезд. Чего не сделаешь ради телерейтингов и рекламных сборов! Это — закономерно.


Ярость границ не имеет


Люди всегда хотели жестоких зрелищ, говоришь? А я утверждаю обратное: наоборот, мир последовательно отказывался от жестоких развлечений. Где сегодня посмотреть гладиаторские сражения, кроме как в историческом кино? Где достать билетик на собачьи бои, давно объявленные вне закона? Да что говорить, если даже в Каталонии запретили корриду! Все делается для того, чтобы на аренах и стадионах не лилась кровь, — даже в изначально суровом боксе ввели различную защитную экипировку, дабы снизить опасность травм. А тут вдруг на тебе: игровые, командные виды спорта иногда превращаются в обыкновенную рекламу насилия, замаскированную под жаркое состязание.


Я не ярый фанат, впадающий в безумие от стычки на поле. Приходя на хоккей или футбол, желаю всего лишь хорошо провести время, наблюдая за увлекательной игрой, а не за кулачными боями «излишне эмоциональных» спортсменов. И таких, как я, на трибунах гораздо больше, чем мест на фан–секторе. Причем многие из нас — с детьми. Ты видел, сколько мальчишек пришли с отцами на злополучный матч «Витязя»? Что они вынесли из отвратительного зрелища? Видимо, что хоккей — это такая игра, где позволяется молотить соперников и болельщиков клюшкой. Мол, это всего лишь выплеск адреналина, ничего страшного. Так, по–твоему?


Да, конечно, история с «Витязем» — крайность. Но она же — следствие закономерности, странным образом вытекающей из множества последних матчей этой команды. Читай заголовки: «Матч «Витязя» и «Авангарда» закончился побоищем»; «Игра «Витязя»: полтора часа бокса и три минуты хоккея»; «На матче «Витязь» — СКА хоккеисты устроили кровавую бойню»... Так вот, я говорю, что печальная закономерность заключается в том, что на все эти баталии руководство КХЛ смотрит сквозь пальцы. Что «Витязю» неизменно прощается его ледовое хулиганство. Подумаешь, временная дисквалификация! Мальчонка с трибуны небось и не знает такого слова. Зато отлично запоминает, как сгибается человек от удара в солнечное сплетение...


Кстати, об ударах. Радетели спортивной жестокости нередко твердят, будто существуют некие пределы свирепости в игре, говорят о кодексе чести силовых борцов–тафгаев... В матче «Витязя» с «Динамо» все эти пределы и правила вроде «нельзя нападать сзади», «нельзя добивать поверженного противника» были грубо нарушены. Это говорит о том, что на самом деле у бычьей ярости, даже облаченной в хоккейный шлем, нет границ. Один из разочарованных болельщиков даже написал, что «такие дуболомы обычно по вокзалам и подворотням трутся». А другой добавил: «Раньше я думал, что качество игры определяется не количеством выбитых зубов у соперников, а забитыми и непропущенными шайбами...»


По мне пусть лучше спорт превратится, как ты выразился, в «приглаженное шоу», чем будет служить забавой для любителей потасовок, далеких от собственно спорта. Североамериканские болельщики, с чьей родины и пошла мода на тафгаев, уже признаются, что на многие матчи ходят не ради самой игры, а чтобы понаблюдать за рукопашными поединками хоккеистов. Я считаю, что и у нас жестокие зрелища начинают процветать из–за таких, как ты. Вашими деньгами, вашим особенно горячим интересом поддерживаются матчи, которые заведомо обещают кулачный бой вместо мирной игры. Вам, болельщикам, не хватает адреналина, и вы черпаете его из чужих драк и собственного беснования на трибунах. А спорту, по–моему, не хватает тех качеств, за которые его и воспел Пьер де Кубертен в своей знаменитой оде: «О, спорт! Ты — мир, прогресс, радость, справедливость, вызов, благородство!» Заметь, Андрей, мир и радость. Думаю, не сильно радуется игрок, которому выбили зуб или сломали нос в отнюдь не мирной свалке на поле.


И еще — о благородстве. Иранский футболист Амин Мотовассель Заде, наверное, был бы скучен нашим поклонникам спортивной жестокости: он никому не сломал и даже не вывихнул голень. Зато в матче первенства Ирана он, обыграв всех, вышел один на один с голкипером. И в этот момент вратарь получил травму. Нападающий остановился, чуть призадумался, но вместо беспроигрышного удара выбил мяч обратно в поле. За что и получил впоследствии награду в номинации «Жест честной игры». Трофей Пьера де Кубертена был вручен регбисту Тану Умаге из команды All Blacks, который тоже остановил свою атаку, чтобы оказать помощь получившему травму игроку команды противника. Был награжден призом «За благородство в спорте» и наш легендарный Александр Медведь.


Вот люди, с которых подрастающие сейчас пацаны должны брать пример. А не с драчливых хоккеистов, притворно «травмированных» футболистов и лукавых теннисисток, намеренно сбивающих соперниц с толку своими воплями под 100 децибел.


Прогноз:


Любым проявлениям жестокости и в целом неспортивного поведения будет поставлен заслон, в первую очередь самими же зрителями состязаний. Люди поймут, насколько некрасивые зрелища им пытаются продать, и проголосуют рублем. Разумеется, против.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter