Грани «черного ящика»

Авиарейсы будут контролировать в режиме реального времени

Авиарейсы будут контролировать в режиме реального времени


Череда мелких и крупных инцидентов в воздухе заставила задуматься о повышении безопасности авиаперевозок. Очередные задумки конструкторов можно назвать радикальными: на смену «черным ящикам» вскоре должны прийти современные навигационные устройства, позволяющие контролировать работу систем авиалайнеров через спутник.


Такую возможность сейчас изучает французская компания Airbus. Решились на подобные меры после падения «Аэробуса» A–330 в Атлантический океан. Его бортовые самописцы до сих пор не найдены. «Полагаться на «черные ящики» больше нельзя, — считает глава компании Томас Эндерс. — Чтобы в будущем обеспечить безопасность воздушных перевозок, мы должны быть уверены, что в случае несчастья получим все данные о полете».


Эксперты считают, что передавать данные через спутники вместо «черных ящиков» на новых магистральных самолетах разумно и оправданно. Многие перевозчики уже сейчас могут получать информацию с борта самолетов в режиме реального времени. К примеру, следить за работой двигателей, бортового оборудования, выпуском и уборкой шасси и закрылок. Однако поставить такие системы на все воздушные суда — слишком дорогое удовольствие. Ситуация может измениться в ближайшие годы. С появлением новых технологий скорость передачи данных по спутниковым каналам увеличится, а оборудование подешевеет.


— В перспективе такая система может появиться и у нас, — говорит заместитель директора департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир Костин. — Это облегчит жизнь не только наземным службам, но и пилотам. Ведь некоторые неисправности незаметны даже экипажу. Кроме того, проанализировать полет и выявить ошибки станет гораздо проще. Кстати, на одном из наших «Боингов» есть аппаратура, которая может в автоматическом режиме посылать диспетчеру сообщения о работе двигателя и его агрегатов. Но она не подключена. Ведь нужно решить очень много других вопросов: установить специальное программное обеспечение, обучить диспетчеров, экипаж. Это дело времени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter