В апреле этого года поклонники отмечают 100-летие со дня рождения народного артиста СССР Донатаса Баниониса

Грани Баниониса

Народный артист СССР Донатас Банионис из плеяды прибалтийских актеров, которые, помимо успешных работ в театре, создали яркие и запоминающиеся образы в советском кино. Фильмы с его участием «Никто не хотел умирать», «Мертвый сезон», «Солярис», «Приключения принца Флоризеля» и многие другие стали подлинной киноклассикой. 28 апреля исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося мастера сцены и экрана.


Творческое начало

Донатас Банионис появился на свет в Каунасе. Его родители были неравнодушны к творчеству — участвовали в рабочей самодеятельности, увлекались пением. Но когда ему было 10 лет, они развелись. Мальчик остался жить с отцом.

Несмотря на то что Донатас окончил Первую ремесленную школу Каунаса по специальности «керамист», во время учебы он занимался в драматическом кружке. В 1941 году переехал в Паневежис и был принят в труппу Драматического театра, который возглавлял режиссер Юозас Мильтинис (ныне Драматический театр Юозаса Мильтиниса). В 1944-м окончил студию при Паневежском театре. Намного позже, уже в 1980-е, продолжил образование в Государственной консерватории Литовской ССР (ныне Литовская академия музыки и театра в Вильнюсе).

На спектакли Мильтиниса приезжали зрители со всего СССР, а сам театр стал настоящий легендой. Банионис возглавил его в 1980 году и до 1988-го работал здесь главным режиссером, а затем — художественным руководителем. Он не только играл, но и ставил спектакли. Ушел из театра только 1 января 2001 года после введенной в Литве пенсионной реформы.

Деревенская драма

В кино Банионис начал сниматься с 1959 года, дебютировав в фильме Витаутаса Жалакявичуса «Адам хочет быть человеком» на Литовской киностудии. Затем последовали съемки в его же драме «Хроники одного дня» (1963).

Третий фильм Жалакявичуса с участием Баниониса «Никто не хотел умирать» назвали образцовым советским вестерном. Действие происходит в 1947 году в период установления в Литве советской власти. Ее противники убивают пятого за год председателя сельсовета Локиса, сыновья которого клянутся отомстить за отца. На место Локиса насильно посажен Вайткус, бывший «лесной брат», которого и сыграл Банионис. В картине был задействован цвет прибалтийского кино: Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Вия Артмане и другие актеры. Автор сценария и режиссер Витаутас Жалакявичюс, оператор Йонас Грицюс, актеры Донатас Банионис и Бруно Оя были удостоены Государственной премии СССР. Журнал «Советский экран» назвал эту ленту лучшим фильмом 1966 года. Она получила главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве, удостоилась премии Ленинского комсомола.

Сотрудничество Баниониса с Жалакявичусом продолжилось в 1978 году — актер сыграл президента в двухсерийной социально-политической драме «Кентавры», завершающей части «латиноамериканской трилогии».

Забрал роль у Тихонова

Новая волна популярности пришла к Донатасу Банионису в 1968 году — после роли разведчика Константина Ладейникова в фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон». В основу сюжета легли реальные события — прототипом главного героя стал настоящий разведчик Конон Молодый. На эту роль прочили Вячеслава Тихонова. Однако сам разведчик, которого пригласили в качестве консультанта, посовещавшись с женой, решил, что Тихонов на него совсем не похож, и роль досталась Банионису. Впрочем, через несколько лет Вячеслав Васильевич сыграл советского разведчика в 12-серийном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Загадка «Соляриса»

Несомненно, одна из лучших ролей Баниониса — ученый Крис Кельвин в научно-фантастической драме «Солярис», снятой в 1972 году Андреем Тарковским по мотивам одноименного романа польского писателя Станислава Лема. Сам актер признавался, что на съемочной площадке не до конца понимал замысел режиссера. Тем не менее новаторский фильм об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом, удостоился специального Гран-при Каннского кинофестиваля.

Чужие голоса

Донатас Банионис сыграл во многих популярных советских картинах: «Берегись автомобиля», «Король Лир», «Сумка инкассатора», «Приключения принца Флоризеля», «Бегство мистера Мак-Кинли»… Поскольку он обладал литовским акцентом, его экранных героев нередко озвучивали коллеги по актерскому цеху, в том числе Владимир Заманский («Солярис»), Игорь Ефимов («Сумка инкассатора»), Зиновий Гердт («Бегство мистера Мак-Кинли»). 

А чаще других — Александр Демьяненко («Никто не хотел умирать», «Вооружен и очень опасен»), работу которого Банионис называл блестящей. Своим голосом он впервые заговорил с экрана в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», сыграв пастора. Кроме того, мы слышим его в картинах «Операция «Трест», «Змее­лов», «Крик дельфина» и некоторых других.

От Гойи до Бетховена

Безусловно, по своему размаху и дарованию Донатас Банионис был актером международного уровня. Он органично влился в интернациональную команду, участвовавшую в съемках драмы Михаила Калатозова «Красная палатка».

Совершенным откровением для себя Банионис называл роль художника Гойи в фильме Конрада Вольфа «Гойя, или Тяжкий путь познания» (здесь его героя озвучивал Георгий Жженов). В картине «Бетховен — дни жизни» он предстал в образе великого композитора. «Играл роль Бетховена, причем без дубляжа, у меня был просто приличный немецкий язык», — говорил актер.

Нередко режиссеры предлагали Банионису роли злодеев. И он очень ярко сыграл колоритного теневого воротилу-торгаша в детективе Вадима Дербенева «Змеелов». С азартом воплотил на экране коварного Председателя (он же Ник Николс и Клетчатый) в комедийном детективе Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля». Не пожалел красок на босса наркомафии Старика в детективе латвийского корифея Алоиза Бренча «Депрессия». Телезрителям пришлась по душе и роль Ниро Вульфа, которую Донатас Банионис исполнил в многосерийном телевизионном фильме Евгения Татарского «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», снятом в 2001 году по мотивам детективов Рекса Стаута, а также в его продолжении — «Новых приключениях Ниро Вульфа и Арчи Гудвина».

НЕ ПРОПУСТИТЕ

На телеканале «Мир» с 26 по 28 апреля к 100-летию со дня рождения Донатаса Баниониса увидим фильмы «Сумка инкассатора», «Приключения принца Флоризеля» и «Берегись автомобиля».

Белорусские роли

Поступали Банионису и предложения с киностудии «Беларусьфильм». В частности, он предстал в образе иезуита Флориана Босяцкого в притче «Житие и вознесение Юрася Братчика», поставленной в 1967 году Владимиром Бычковым по сценарию Владимира Короткевича, в основу которого лег роман писателя «Христос приземлился в Гродно». В 1994 году актер сыграл пана Твардовского, учителя, в картине Виктора Турова «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» по Яну Барщевскому.

Продолжение династии

Актер был женат один раз — его избранницей стала актриса Паневежского театра Она Конкулявичюте. В этом браке появились два сына: Эгидиюс, ставший историком, и Раймундас, выбравший режиссерскую профессию. В фильме «Солярис» Тарковского именно Раймундас играет главного героя в детстве. «Да, мой один кадр остался на 46-й минуте «Соляриса», — рассказывал он в интервью нашему изданию в 2019 году. В 13 лет Раймундас снимался в Беларуси в фильме Леонида Мартынюка «Пятерка отважных». А уже в 2019-м на сцене Музыкального театра показывали спектакль Раймундаса Баниониса «Мадам Рубинштейн».

В последние годы у Донатаса Баниониса были проблемы с сердцем. В июле 2014-го он пережил клиническую смерть, а 2 сентября у него случился инсульт. 4 сентября 2014 года, спустя всего четыре месяца после своего 90-летия, актер скончался. Его похоронили на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе.

В литовской прессе актеру не могли простить яркой карьеры советского периода, предъявляли порой совершенно абсурдные обвинения. Но через всю жизнь Донатас Банионис пронес искреннюю любовь к стране, которая принесла ему успех, славу и востребованность, — СССР и любимому советскому зрителю.

КСТАТИ

В 1970 году фильм «Мертвый сезон», в котором Донатас Банионис сыграл главную роль, получил главный приз на Всесоюзном кинофестивале в Минске.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter