Автогонки "Формулы-1", Гран-при США

Гран-при США. Американские горки

Если есть дуэль, то скучной гонку не назовешь...

Чуть меньше трех недель понадобилось командам «Формулы-1», чтобы переехать из Краснодарского края в Техас. Понятно, что по дороге многие заглянули домой, поскольку у большинства участников «Королевских гонок» семьи живут в Европе. И приземлились в Остине, перебросив эдакий мост дружбы между Москвой и Вашингтоном. Эстафетная палочка, которую Гран-при США принял от Гран-при России, как нельзя лучше продемонстрировала, что спорт должен быть вне политики, а в лучшем случае даже помогать политическим оппонентам находить решения для устранения международных конфликтов.

Отличная трасса, прекрасная гоночная атмосфера, основу которой обеспечивает большая любовь американцев к автоспорту. Не даром же так упорно Берни Экклстоун пытается внедрить свое детище в многообразную систему гоночных чемпионатов США. Судя по уровню интереса американцев, приезжающих в Остин на формульный Гран-при, не за горами в календаре «Больших призов» будет как минимум еще один американский этап. Если только сам корабль «Формулы-1» не даст большую трещину в своем, казалось бы, непробиваемом корпусе. 

В преддверии катастрофы?


Такая опасность реально обозначилась накануне техасского гоночного уик-энда. Гран-при США вскрыл огромную проблему, которая последние несколько месяцев грозила лопнуть, как гнойный нарыв на теле у больного.

На старт в Остине выехали лишь 18 из 22 машин, заявленных официально в чемпионате. Две команды-аутсайдеры «Катерейм» и «Маруся», перейдя из-за банкротства под руководство антикризисных управляющих, вынуждены пропустить два заокеанских Гран-при (США и Бразилия). Политика сокращения бюджетов команд, начатая еще при Максе Мосли, возглавлявшим FIA до прихода в руководство Жана Тодта, пока видимых результатов не дала. Частные «конюшни», за исключением в этом сезоне разве что легендарной «Уильямс», практически все испытывают серьезные финансовые трудности. Это ставит под вопрос их дальнейшее участие на нынешних условиях распределения доходов от прибылей чемпионата. Уход же частных команд из «Формулы-1» поставит под сомнение вообще весь чемпионат, даже если заводские коллективы выставят на стартовую решетку по три болида, что сейчас бурно обсуждается теоретиками автоспорта. Ведь чемпионат автопроизводителей ни в коем случае не будет в традициях тех легендарных гонок, которые за свою престижность получили название «Королевских».

Конкретно о больших проблемах малазийской «Катерейм» речь шла практически с начала сезона, отражая попытки ее хозяина Тони Фернандеса хоть как-то продать свое детище заинтересованным лицам. А вот о кризисе российской «Маруси» всерьез заговорили лишь сейчас. Ее основной владелец, Андрей Чеглаков, сумел продержаться лишь до Гран-при России. Несмотря на высокий статус, который руководство Российской Федерации придало приходу «Формулы-1» в страну, значимой спонсорской поддержки непосредственно для «Маруси» российскому предпринимателю так найти и не удалось. Хотя определенных успехов команда в этом сезоне все же смогла добиться, занимая пока 9-е место в общем зачете, гарантирующее ей выплаты из «фондов» Берни Экклстоуна.

Правда, в отличие от «Катерейм», продажа которой румынским миллиардерам рискует вообще не состояться, судьба «Маруси», похоже, может официально решиться в самое ближайшее время. Уже подана заявка на участие в следующем сезоне, и новые владельцы, имена которых пока не называются, намереваются выставить болиды на заключительный этап в Абу-Даби, поскольку пропуск более двух Гран-при в сезоне грозит невыплатой полагающихся премиальных. Если это случится, то в следующем году британско-индийские миллиардеры, пообещавшие Андрею Чеглакову за его команду с пока еще российской лицензией 55 миллионов фунтов стерлингов, вынуждены будут получать и другую лицензию и, вероятнее всего, частично изменять название «конюшни». 

Цепная реакция или пользуясь моментом?


Если на фоне присутствия в пелотоне команд-аутсайдеров дела остальных частных команд смотрелись куда ни шло, то отсутствие «Катерейм» и «Маруси» остро подняло вопрос небогатых середнячков. В паддоке усиленно начал муссироваться слух о том, что «Лотус», «Форсе Индиа» и «Заубер» могут бойкотировать Гран-при США, отказавшись от участия в воскресной гонке. Главное требование - пересмотреть правила распределения доходов от чемпионата, обеспечив гарантированный минимум частным «конюшням», позволяющий им выжить и не пойти с молотка, как пострадавшие аутсайдеры. Наиболее активно в подогревании страстей засветился комментатор британской Би-би-си Эдди Джордан, в прошлом являвшийся владельцем команды «Джордан». Вынужденный под угрозой банкротства продать несколько лет назад свою команду индийскому миллиардеру Виджею Малья (нынешнему владельцу «Форсе Индиа»), Эдди Джордан откровенно заявил, что руководство «Формулы-1» обмануло новые команды (читай, «Катерейм» и «Марусю»), пообещав им сокращение бюджетов. На самом же деле никакого сокращения не было, и команды вынуждены были разориться. 

Правда, само руководство команд «бойкотчиков» на вопросы журналистов не давало ни ответов, ни комментариев по поводу своего «заговора». Так, например, Жерара Лопес в одном из своих интервью откровенно заявил, что о бойкоте узнал лишь из СМИ. Но не бывает дыма без огня. Очевидно, разговоры о будущем «Формулы-1» в кулуарах все же велись активно. Обозначившуюся проблему следует решать, причем явно не в пользу «третьих машин для клиентов» на стартовой решетке, а в пользу сохранения в чемпионате возможности участия малобюджетных команд.

Когда опасность бойкота миновала, тот же Эдди Джордан в своих комментариях Би-би-си сообщил, что акция протеста была предотвращена якобы благодаря вмешательству Дональда Маккензи. Будучи соучредителем крупнейшего акционера «Формулы-1» CVC Capital Partners, мистер Маккензи в телефонном разговоре с руководителем команды «Лотус» Жераром Лопесом пообещал «решить проблему вне зависимости от позиции Берни Экклстоуна» и гарантировал увеличение дохода малых команд.

История не закончена, и, похоже, в ближайшие дни нам еще предстоит стать свидетелями принятия кардинальных решений о судьбе «Королевских гонок». 


Еще один титул у «Мерседес»


Когда известен победитель гонки заранее, то интерес к Гран-при, естественно, падает. Но если есть дуэль, то скучной гонку не назовешь. Тем более что борьба на автодроме в Остине шла на всех фронтах, практически не оставляя без участия ни одного из 18 пилотов, вышедших на старт. Только у кого-то эта борьба закончилась уже на первом круге, а кто-то умудрялся улучшать свои позиции даже на последнем.


Пытаясь прервать успешную серию выступлений своего напарника, Нико Росберг выдал лучший круг в квалификации с таким отрывом, что, казалось, Льюису вряд ли удастся выиграть у немецкого пилота в воскресенье. Тем более что, по теории больших чисел, полоса везения не может продолжаться бесконечно, и 5-я подряд победа Льюиса была менее вероятной, чем ожидаемая победа Нико. Удачный старт с чистой стороны трассы и безукоризненное пилотирование на первых кругах наверняка вселили в душу Росберга уверенность, что уж на этот раз он точно будет победителем. Поскольку преследовавший его Льюис вел себя корректно, даже не пытаясь атаковать. 

На самом же деле Гамильтон просто выжидал, усыпляя бдительность напарника и одновременно экономя шины. Почувствовав легкое преимущество в середине дистанции на третьем комплекте шин, Льюис неожиданно на 24-м круге, используя более позднее, чем обычно, в этом месте торможение, занимает внутреннюю траекторию 12-го поворота. Нико попытался было перекрыть движение напарнику, «захлопнув калитку», но было уже поздно. Без столкновения бы не обошлось. А инцидент на бельгийской трассе в Спа слишком многих настроил против Росберга, чтобы он мог себе позволить нечто похожее. В итоге оба болида «Мерседес» в красивой, словно танцевальная пара, манере вписались в поворот, даже не касаясь друг друга. Впору записывать такой обгон в классику жанра пилотской академии.

Вырвавшись на простор, Льюис постарался оторваться на безопасное расстояние (более 1 секунды), чтобы соперник не мог задействовать для обратного обгона подвижное крыло. Так они и доехали до финиша, принеся в копилку команды 10-й дубль сезона, достигнув казалось бы «вечного рекорда» команды «МакЛарен» 1988 года, записанного в летопись «волшебником» Айртоном Сенной и «профессором» Аленом Простом.

Более того, эта победа создала паре пилотов «Мерседес» безопасное преимущество над ближайшим соперником Даниелем Риккиардо. Фактически здесь, в Остине, Нико и Льюис заработали для немецкой «конюшни» еще один титул сезона. Ведь теперь только кто-то из них может стать чемпионом. А кто именно, покажет заключительный Гран-при в Абу-Даби. Изменение регламента FIA в конце прошлого года предусматривает начисление двойных очков на последней гонке, и поэтому при любых результатах Гран-при Бразилии интрига чемпионства в личном зачете сохранится. 

Горячий мексиканец


Для Серхио Переса Гран-при США - почти домашний. В отсутствие пока еще мексиканского этапа тысячи болельщиков из числа его соотечественников собрались на автодроме в Остине, чтобы поддержать земляка. Не удивительно, что Чеко так рьяно бросился в атаку уже на первых поворотах начального круга. Пытаясь обойти Адриана Сутиля, Серхио не очень точно рассчитал свой маневр и зацепился своим болидом за корму «Феррари» Кими Райкконена. Из-за этого мексиканцу не удалось избежать и столкновения с «Заубером» Адриана. В итоге оба сошли с дистанции, вынудив впервые после трагических событий в Сузуке выехать на трассу «сэйфети-кар». Через несколько кругов уже по техническим причинам покинул трассу и напарник мексиканца по команде «Форсе Индиа» - Нико Хюлькенберг. И без того неполный пелотон теперь ограничился лишь 15 машинами, хотя и для этого количества болидов, как оказалось, места было на трассе мало. Борьба за лучшую позицию продолжалась практически на всех эшелонах.

Ускользнувший подиум бразильца


Стартовав со второго ряда чуть позади Вальтерри Боттаса, бразильский вице-чемпион (образца 2008 года) Фелиппе Масса не стал дожидаться милостей природы и уже к первому повороту обеспечил себе «уютное местечко» позади бесспорных лидеров чемпионата пилотов «Мерседес». Его «Уильямс» был весьма быстрым, а настроение - радужным. Прикрывающий его тылы напарник, хотя и «обиженный» слегка бразильцем на старте, ехал на таком же болиде, так что опасений за предстоящий подиум вроде бы быть не должно было. А если повезет и соперники впереди «передерутся» между собой, то можно было бы «вытащить еще и пару горячих каштанов из огня» этой ссоры, поднявшись выше гарантированной 3-й ступеньки.

Опасность для Фелиппе подкралась незаметно в виде Даниеля Риккиардо. В результате первого пит-стопа, который «Ред Булл» провели лучше, чем их соперники из команды Фрэнка Уияльмса, австралиец обошел Боттаса, а после второго пит-стопа аналогичным образом оказался впереди Масса. Так что есть еще куда улучшать перспективы по работе механикам «Уильямс» на пит-стопах.

Увы, даже агрессивные атаки в самом конце гонки бразильца не позволили Фелиппе вернуть себе такой заманчивый подиум. Риккиардо со своей неизменной улыбкой, за которую он уже получил негласное прозвище «мистер Улыбка», и отпущенной специально для Гран-при США бородой приятно контрастировал на подиуме своим темно-синим комбинезоном с «белыми одеждами» пилотов «Мерседес». 


Удачный или неудачный обгон?


Из-за замены двигателя Даниил Квят получил штраф «потеря 10 позиций» и вынужден был стартовать с конца пелотона. Разработанная специально для него «Торо Россо» тактика более поздних пит-стопов могла принести хороший результат российскому гонщику. Сменив позже всех свой третий комплект покрышек, Даниил довел их до рабочей температуры и на 49-м круге пошел в атаку на Кими Райкконена. Борьба была за 13-ю (!) позицию, но поскольку перед Кими совсем недалеко была основная группа борющихся за попадание в «очковую зону» пилотов, то этот обгон давал шанс Квяту финишировать на 7-м или 8-м месте. Ведь до финиша оставалось еще 7 кругов, а темп, который Даня показывал на своем разогнавшемся «Торо Россо», вселял самые оптимистичные надежды. 

Обгон был совершен красиво, растянувшись на несколько поворотов. Правда, в самом начале атаки Квят слегка перетормозил, чтобы максимально приблизиться к сопернику. Увы, этого «слегка» было достаточно, чтобы повредить шину. Появившаяся на ней проплешина создала вибрацию. Точь-в-точь как на автодроме в Сочи. И Дане пришлось уехать на незапланированный пит-стоп, так и не насладившись в полной мере удовольствием от совершенного красивого обгона чемпиона мира (образца 2007 года) Кими Райкконена. Финиш на последнем месте российского гонщика был слабым утешением ему за хорошую в целом гонку. Но не вина Квята, что проблемы с моторами «Рено» в этом сезоне почему-то, по большей части, коснулись именно его болида.

Фото автора и Жоржа Декостера.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter