Гран-при России Формулы-1: реальность или иллюзия?

Вопрос, когда же гонки Формулы-1 придут в Россию, муссировался в формульных кругах уже несколько лет.

Вопрос, когда же гонки Формулы-1 придут в Россию, муссировался в формульных кругах уже несколько лет. Если в эпоху Советского Союза география «королевских гонок» смогла добраться в восточном просоветском направлении лишь до Венгрии, то с развалом СССР для Берни Экклстоуна замаячил лакомый кусок его безбедного бизнеса в виде российских просторов.

Разумеется, на первом месте по приоритетности стояла Москва. И варианты проведения Гран-при в пределах этого уникального исторического места долгое время давали пищу для фантазий журналистов. Берни Экклстоун (слева):  «После Гран-при Кореи самое время подумать о Гран-при России!»ю фотоПомнится, ближе всего к заветной мечте российских болельщиков приблизилась Нагатинская пойма, но, увы, затея лопнула как мыльный пузырь. Назывались разные причины, почему Берни в течение нескольких лет не мог договориться с московским начальством. Некоторые даже объясняли это особенностями русского характера. Я бы сказал, даже не характера, а особенностями российского бизнеса. Российские инвесторы хотели гарантированных дивидендов сразу и много. А схема построения бизнеса Берни Экклстоуна предполагает иное: то есть деньги «гарантированные и сразу» получают организаторы Формулы-1, а уж инвесторы получат отдачу от своих вложений после того, как все это состоится. Притом не сразу, а в течение нескольких лет. И то если проект удался.

На мой взгляд, именно такая необычная схема стала препятствием для московских властей. С одной стороны, очень хотелось и престижем блеснуть: мол, у нас в Москве сама королева автоспорта прописалась. А с другой, вкладывать сотни миллионов долларов без 100-процентной гарантии быстрой окупаемости и, главное, прибыльности дела не хотелось никому. А как известно, схема по Ильфу и Петрову «стулья вечером, а деньги – утром», работает только в том случае, если деньги – вперед.
С появлением российского Сочи в календаре зимних Олимпийских игр ситуация несколько изменилась. Появилась возможность сэкономить на инфраструктуре, поскольку основная часть объектов будет создана на этом российском курорте к Олимпиаде и останется лишь построить непосредственно саму трассу, вписав ее в предгорный ландшафт. По правде сказать, идея весьма заманчива. Но если бы это было в Западной Европе, доверия к проекту было бы больше. Хотя и у них не все так гладко. Скажем, недостроенная автострада к французскому Маньи-Куру несколько лет стояла костью в горле организаторов Гран-при Франции. И в результате французы потеряли свой национальный Гран-при. Попытки построить трассу под Парижем не привели ни к чему конкретному. Теперь опять поговаривают, что через пару лет вернется Маньи-Кур. Все же достроить 30 км автострады с развязками проще, чем создать заново целый автодром со всеми вспомогательными инфраструктурами.

Да и у немцев не все так радужно. Взять, к примеру, Нюрбургринг. Когда местные власти с помощью «новых немцев» решили добавить к затерявшемуся в лесах автодрому развлекательный комплекс, то и в сроки не уложились (во время Гран-при комплекс еще не работал, и даже канализация к нему не была полностью подведена), да и денег налогоплательщиков профукали немерено.

Так что на этом фоне российские особенности национального строительства, какими бы они ни случились, будут выглядеть не самыми худшими. Верится с трудом, что успеют сделать полноценную трассу к сезону-2014, но уж к 2015-му постараются. Все-таки почти пять лет впереди. Главное, что дело сдвинулось с мертвой точки и наконец-то подписан контракт. Правда, контракт о намерениях, несмотря на то что российская пресса поторопилась назвать его чуть ли не контрактом века: «14 октября 2010 года – этот день войдет в историю российского автоспорта!» Благо что сам премьер-министр В.В.Путин патронировал это подписание. А то бы и вовсе подписание выглядело как обычный рабочий момент намерений на далекое будущее.

Пессимисты утверждают, что Сочи не Москва, и обеспечить там 70-процентную заполняемость трибун будет сложно, без чего об окупаемости проекта не может быть и речи. Но будем надеяться, что все желаемое осуществится. И не получится пустых декларирований вроде того, как с подачи Путина спонсор АвтоВАЗ добился от команды «Рено» размещения своих логотипов «Lada» на кокпитах болидов, униформе гонщиков и членов команды, не заплатив ни копейки. Вот это называется рекламный бизнес по-русски.

Напомним, что контракт на проведение Гран-при России в Сочи рассчитан на срок с 2014 по 2020 гг. с опционом на продление. Уникальная возможность для прихода в «королевские гонки» российской команды.


Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter