Гран-при Германии. Командная игра «Феррари»

Во время Гран-при Германии, проходившем на трассе в Хоккенхайме, бесспорно доминировала команда «Феррари». И дубль, завоеванный ее пилотами, вновь напомнил те времена эпохи Михаэля Шумахера, когда на подиуме традиционно преобладали красные комбинезоны.

Во время Гран-при Германии, проходившем на трассе в Хоккенхайме, бесспорно доминировала команда «Феррари». И дубль, завоеванный ее пилотами, вновь напомнил те времена эпохи Михаэля Шумахера, когда на подиуме традиционно преобладали красные комбинезоны. Вот только очередность, которую по приказу с командного мостика предпочли выстроить пилоты итальянской скудерии, взорвала общественное мнение автоспорта.

На 48-м круге Фелиппе Масса, лидировавший с начала гонки, пропускает вперед своего напарника Фернандо Алонсо. На протяжении полувека истории Формулы-1 такой маневр ничем и никому не грозил в королевских гонках. В конце концов, в этой дисциплине участвуют команды, и каждая из них борется за то, чтобы достигать максимального для себя успеха. Но в 2002 году FIA было принято решение о запрещении командной тактики. Более того, в нынешних гонках даже переговоры пилота с командным мостиком становятся достоянием гласности. Поэтому в открытую никто не может приказать одному из пилотов пропустить другого. Вот и практикуется стиль вроде: «Надо сбросить обороты двигателя, он может не выдержать до финиша», или «Твой напарник едет быстрее тебя, ты понимаешь, о чем речь?» Именно так и поступили на этот раз в «Феррари». В результате Алонсо, у которого больше шансов бороться за титул, без борьбы с напарником оказался на первом месте. А Масса, имея подписанный на будущий год контракт, спокойно проглотил эту горькую пилюлю. Хотя, безусловно, ему очень хотелось бы впервые после аварии (ровно год прошел после прошлогодней трагедии на квалификации в Венгрии) заслуженно подняться на верхнюю ступеньку подиума.

То, что действия «Феррари», несмотря на условность переговоров, были демонстративными, сомнений не вызвало ни у кого. Поэтому стюарды Гран-при Германии, рассмотрев инцидент, «признали команду виновной в нарушении Статьи 151 С Международного спортивного кодекса за нанесение ущерба имиджу спорта, а также за применение командной тактики».

Результаты гонки решено было не пересматривать, но «Феррари» наказали штрафом на $100 тысяч. Более того, вопрос вынесен на рассмотрение заседания Всемирного совета по автоспорту, которое состоится в сентябре.

Как видно, пришло время либо пересмотреть этот запрет на командную тактику, либо ужесточить требования к его исполнению. Кстати, весьма любопытен следующий факт. Нынешний президент FIA – Жан Тодт, именно он возглавлял «Феррари» в том самом 2002 году, когда из-за его действий развернулась война против командной тактики. Его предшественник по FIA Макс Мосли был суров в своих требованиях о чистоте спортивной борьбы. Посему и появился тот запрет, который всячески старались обходить все команды. В особенности это касалось лидеров. Но одно дело, когда ты сам пытаешься обойти запрет, а другое дело, когда это делают твои соперники. Как же в этом случае поступит Жан Тодт? Во благо командам, памятуя, что сам долгое время был во главе скудерии? Или во благо спорту, понимая, что сегодня он уже президент FIA и должен быть выше интересов отдельной команды?

Вопрос, конечно, непростой. Пожалуй, для зрителей интереснее, когда даже внутри команды создается противостояние интересов – пусть оно и вносит неразбериху. Вспомним, когда из-за конфликтов между Хэмильтоном и Алонсо «МкЛарен» фактически «подарил» чемпионский титул Кими Райкконену и «Феррари». Или ситуацию в «Ред Булл» нынешнего сезона, когда с болида Марка Уэббера снимали кузовной элемент-новинку, чтобы отдать предпочтение Себастьяну Феттелю. Интрига и острая борьба всегда были интересны зрителям.

А вот командам для победы в чемпионате важно, чтобы максимально использовались все возможности добывания очков. И если у Алонсо сегодня больше шансов на титул, то ему и следует отдавать предпочтение. Логика проста, но не вяжется с интересами спорта.

Немного о квалификации

Себастьян Феттель («Ред Булл») вновь добился поул-позишн, хотя на этот раз преимущество «красных быков» над соперниками было не столь убедительным, как раньше. Всего две тысячных секунды проиграл в квалификации лидеру Фернандо Алонсо. Следом за ним лучший круг показал Фелиппе Масса. Замкнул лидирующую четверку на стартовой решетке Марк Уэббер. К слову, трасса Хоккенхайма весьма показательна в плане расстановки сил по ранжиру. Обычно, если погода сухая, здесь, на этом автодроме, можно реально увидеть соотношение сил в чемпионате. Третий ряд на старте заняла пара пилотов «МкЛарен» – Дженсон Баттон и Льюис Хэмильтон. Лучшим из команд-середнячков показал себя Роберт Кубица, сумевший расположить свой «Рено» на 7-й позиции. Его напарник Виталий Петров был лишь 13-м.

Немного о старте

К нашему удивлению, не только первая десятка предпочла на старте супермягкую резину. Вплоть до российского гонщика все болиды были обуты в Super Soft. Как показал результат, в этом был особый смысл.
На старте Феттель так увлекся перекрыванием траектории Фернандо Алонсо, что пропустил не только испанца, но и Фелиппе Массу. Более того, бразилец уверенно вышел в лидеры и, безукоризненно пилотируя, стал потихоньку наращивать отрыв от преследователей. В свою очередь Хэмильтон также красиво обошел двоих соседей по стартовой решетке, возглавив вторую тройку.

Немного о гонке

Пилотирование на супермягкой резине отчетливо показало особенности манеры вождения гонщиков. Так, Баттон, Петров и Хюлькенберг, которые славятся своей бережностью по отношению к болидам, смогли больше других продержаться на трассе. Так, если основная масса переобулась в районе 15-го круга, то Баттон поехал на свой плановый пит-стоп на 23-м круге. В результате Дженсон обошел Марка Уэббера. Российский гонщик, обслужившийся кругом позже, сумел за счет более позднего пит-стопа обойти Барикелло (Уильямс) и Кобаяши (Заубер). А вот Нико Хюлькенберг слишком уж «пересидел» на трассе. Когда он дотянул до 35-го круга, его темп настолько снизился, что он едва лишь сохранил свою позицию, так и не дотянувшись до «очковой зоны».

Немного о Виталии Петрове

Уверенная гонка выглядела как без помарок выполненное домашнее задание. Даже без сходов впереди идущих соперников Виталий сумел пробиться с 13-го на 10-е место и заработать зачетное очко. Его темп по ходу гонки мало чем отличался от скорости Роберта Кубицы. И поэтому россиянин заслужил похвалы своего босса Эрика Булье. Теперь Петрову нужно к уверенности в гонке добавить результаты в квалификации, и он начнет постоянно приносить зачетные баллы в копилку «Рено». Именно этого от него и ждут. Именно это и сможет гарантировать ему сохранение контракта на будущий год. Кстати сказать, в который раз по ходу гонки Виталий следовал буквально рядом с Михаэлем Шумахером. Мы уже писали о том, что эти гонщики показывают похожие результаты. И на этот раз россиянин финишировал следом за Михаэлем. Даже предпринимал несколько попыток обгона – но увы… Чтобы обойти Шуми, требуется не только мастерство, но и значительно более быстрая машина. А пока «Рено» не может похвастать своим преимуществом над «Мерседес».

А лидеры все те же

Несмотря на финиш за пределами подиума, Хэмильтон и Баттон сумели сохранить свое лидерство в общем зачете. Теперь уже все четче вырисовывается группа пилотов, которая будет бороться за чемпионский титул. Вот так она выглядит:

1. Л.Хэмильтон («МкЛарен») 157
2. Д.Баттон («МкЛарен») 143
3. М.Уэббер («Ред Булл») 136
4. С.Феттель («Ред Булл») 136
5. Ф.Алонсо («Феррари») 123

Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото автора
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter