Гран-при 34-го ММКФ получил фильм Тиндж Кришнан «Отбросы» (Великобритания)

На встрече с журналистами президент фестиваля Никита Михалков констатировал, что в 17 залах показали 382 фильма, их посетили 60 тысяч зрителей.

На встрече с журналистами президент фестиваля Никита Михалков констатировал, что в 17 залах показали 382 фильма, их посетили 60 тысяч зрителей, а фильмы онлайн боевики смотрели на специализированном ресурсе. На фестиваль были аккредитованы 8,5 тысячи журналистов и гостей. Российские программы в Доме кино были популярны до такой степени, что зрители сидели на сцене и балконе.

Президент не согласился с тем, что конкурс оказался слабым: «Возьмем «Дверь» Иштвана Сабо – это кино самого высокого уровня. Или «Орда» Андрея Прошкина – высококлассное произведение, сделанное в условиях не оправившегося от потрясений кинематографа. Или фильм «Все копы – ублюдки», имеющий отношение не только к Италии, но и к нам. «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой – это не мое кино, я, как говорится, «живу в другом подъезде», но в этом фильме есть лицо и образ автора, самой Ренаты, который она несет по жизни. За последние десять лет я был в жюри многих фестивалей и могу сказать, что уровень везде таков». Также президент отметил, что на ММКФ зрители стали активно смотреть конкурс, в то время как раньше предпочитали ходить на элитные программы.

Михалков рассказал о том, что обратился в Министерство культуры с просьбой выделить деньги на дебюты молодых режиссеров. «Идея эта, – подчеркнул он, – была высказана Владимиром Хотиненко на собрании в Мосгордуме после того, как было зачитано письмо молодых кинематографистов в защиту кино от безнравственности и пошлости. Идея  – сразу дать волну, а не запускать две-три картины – показалась мне здравой. Она давно витала в воздухе». Никита Михалков подтвердил, что уже согласовано с мэрией место строительства Центра фестивалей в «Лужниках»:  «Идея заключается в том, чтобы включить спортивный комплекс «Дружба» в общий ансамбль фестивального центра, оставив теннисные корты. Неплохо было бы там построить еще и гостиницу для гостей фестиваля».

рокомментировал Михалков и свою давнюю идею – ввести в школах преподавание истории кино. «Молодым людям надо объяснить, почему та или иная картина в свое время стала культовой. Ведь «Броненосец Потемкин» потому создал бум, что Эйзенштейн подарил продюсерам настоящую «нейтронную бомбу», доказав, что монтажом можно вызвать любую эмоцию у зрителей. Прививать интерес к кинематографу нужно не только за счет того, что сейчас это «модно», а рассказывая школьникам о том, как кино развивалось и двигалось вперед».

Вручение главного приза  – «Золотого святого Георгия» – фильму Тиндж Кришнан «Отбросы» (Великобритания) лишний раз подтвердило то, что на фестивалях в цене остросоциальное кино, которое зритель порой принимает за «чернуху». Да, глаз такое кино не радует, показывая человека, как правило, на помойке жизни, когда ему надеяться не на кого, а уж найти силы выплыть в самом себе – нереально. Но солдату Фрэнку, алкоголику, страдающему «вьетнамским синдромом», с помощью юной уличной бродяжки сделать это удается. Но прежде ему предстоит пройти через такие адовы муки, которые можно сравнить с кошмарами войны, не дающей ему спать по ночам. Солдат спасается, потому что тлевшая в нем искорка человечности прежде помогает спастись от гибели глупой темнокожей девчонке. Добро, которое, казалось, уже было неразличимо за наростами зла, дает плоды. Эдди Марсан, сыгравший солдата, получил приз за лучшую мужскую роль. И вообще британцы, как показала раздача слонов, оказались впереди всех.

 Призы – за лучшую женскую роль и за режиссуру – достались фильму Андрея Прошкина «Орда», воссоздающему легенду о том, как митрополит Алексий ездил в Золотую орду лечить ханшу Тайдулу от слепоты. Фильм, по признанию сценариста Юрия Арабова, рассказывает о том, что «Бог не принимает заказа на чудо».  Эта мистическая драма, вобравшая в себя опыт многих кинополотен о существовании человечества в Средних веках, полифонична, и, может быть, не совсем логично было награждать ее именно за режиссуру, но вердикт жюри был таков. А Роза Хайруллина, на шекспировском уровне сыгравшая коварную Тайдулу, совершенно заслуженно получила свой приз. Оставив без награды саму Хелен Миррен, сыгравшую главную роль в венгерско-немецкой картине «Дверь». Спецприз жюри достался черной комедии «Срок годности» дебютантки Кении Маркес (Мексика), а картина Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», вызвавшая ажиотаж среди зрителей, осталась без официального приза ММКФ, получив лишь награду газеты «Koммерсантъ».

Приза за лучший фильм в «Перспективах» была удостоена картина «Разрушители» Диктинны Худ (Великобритания), а награда за лучший документальный фильм досталась шведско-британской картине «В поисках Шугармэна» Малика Бенджелулла. Приз за лучший короткометражный фильм «Проект «Мозговая центрифуга» получил Тилл Новак (Германия). Фильм «Все копы – ублюдки» Стефано Соллимы (Италия) получил призы ФИПРЕССИ и Жюри российской кинокритики, приз зрительских симпатий достался картине «Присутствие великолепия» Ферзана Озпетека (Италия).

Во время фестиваля в Доме кино прошли круглые столы: «Отечественное кино в фестивальном контексте», «Правда времени и правда о времени: кино, критика и реальность», «О развитии национального кинематографа».

На закрытии ММКФ министр культуры Владимир Мединский вручил приз Станиславского «Верю!» Катрин Денев. Картина Кристофа Оноре «Возлюбленные» с ее участием закрыла фестиваль.

Нина КАТАЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter