Грань между самокритикой и самобичеванием

Отзвенел, отсверкал праздничный эфир.
Отзвенел, отсверкал праздничный эфир. И после парада звезд наступили телебудни.

Будни на БТ сразу же поставили вопрос ребром: Каким таким быть нашему каналу в новом веке и как сделать его самым любимым и рейтинговым? Вопрос непраздный. Ведь даже сам генеральный продюсер БТ, он же продюсер Будней, с горечью установил точку отсчета в этой славной дискуссии: в вечернее время Первый национальный уступает в популярности даже Минскому городскому.

Прямо скажем, студия не ломилась от желающих поучаствовать в обсуждении судьбоносной для БТ проблемы. Полупустые ряды заметно снижали пафосность события. Впрочем, даже те немногие из сотрудников телекомпании, что все же расположились в хромированном амфитеатре, были на удивление молчаливы и сдержанны. И вряд ли их смутил призыв Татьяны Сулимовой говорить правду и ничего, кроме правды. Скорее все, что они услышали, давно уже на слуху и перешло в разряд местного фольклора.

Как и полагается, двое ведущих отстаивали две альтернативные точки зрения. Правда, отличались они только тем, что один, видимо, считал наши телепрограммы хорошими, а второй - очень хорошими. Телеопыт у каждого из них был не слишком велик, и потому игру постарались взять на себя четыре эксперта - по два с каждой стороны. В этой роли почему-то выступили руководители подразделений все того же БТ.

Самокритично посетовав на то, что нынче родное телевидение работает на уровне Вологодской губернии, эксперты вместе с ведущими приступили к выработке кардинальных мер по немедленному поднятию телерейтинга. Как выяснилось из их рассуждений, дорог к славе не так уж много. Первый вариант - немедленно обрубить все другие телеканалы, и тогда БТ автоматически займет первое место в опросах. Второй вариант касался самих работников телевидения. Рецепт - почти по Фейербаху: чтобы тебя любили, надо полюбить самого себя. А следовательно, стоит только телевизионщикам очень сильно полюбить оставшиеся после телереформ циклы, как они тут же полюбятся и массовому зрителю.

Все это можно было бы воспринимать как веселую новогоднюю шутку, но лица диспутантов были исключительно серьезны, а главное, никаких других конкретных предложений от них так и не поступило.

Отдельной темой прозвучала мысль об отсутствии национальной идеи в программах БТ. По мнению одного из руководящих экспертов, необходимо чаще рассказывать о жизни всех регионов Беларуси, в том числе и отдаленных. Эта благородная идея как завет из года в год переходит от одного поколения телетружеников к другому. А в первые дни нового века ее очередное возрождение особенно приятно. Как встреча со старинной знакомой. Уж сколько прозвучало призывов идти в народ! А областные студии со своим немалым творческим и техническим персоналом по-прежнему хранят гордое молчание. Удивительно, что АТН при тех же условиях технической связи и коммуникаций ежедневно представляет материалы корреспондентов из всех регионов республики. Но когда речь заходит о создании в областях развернутых тематических программ, понятие местных телестудий словно растворяется в пространстве. Нет их, и точка.

И еще об одном революционном тезисе экспертов: новостные программы, оказывается, должны быть припрятаны блоками развлекательных передач. Понимаете, припрятаны. В этом их основная и главная функция. Что же касается театра, литературы, музыки и фольклора, то лучше всего их отправить подальше, на какой-нибудь отдельный канал типа российской Культуры. Именно поэтому новости припрятываются нынче викторинами и другими незатейливыми передачами, а программы посерьезнее отправлены в новом веке в резерв. Все это называется не как-нибудь, а по-научному: алгоритм рейтинговости. Так что, читатель, если в ближайшее время тебе приспичит посмотреть балет Валентина Елизарьева или послушать новую программу оркестра Михаила Финберга, переключайся на Культуру - может быть, и повезет.

Следующая часть дискуссии была гораздо прозаичнее: выступающие по очереди сетовали на отсутствие денег и деловито объясняли, почему их нельзя заработать. И снова звучали старые и хорошо знакомые мелодии: отсутствие технической базы, устаревшие нормативы, ценники, отсутствие рекламодателей, малые зарплаты. Это было очень трогательно, но по меньшей мере странно: ведь разговор шел в новейшей и очень дорогой студии, а запись Будней осуществлялась на передвижной цифровой станции Sony, которой не могут похвастаться даже ведущие российские телекомпании. К слову, оснащение, которое в последние годы получило БТ - а это уникальная звукостудия, первоклассная студия компьютерной графики, десятки видеокомплектов, новое студийное оформление, - позволяет сотворить все, что только душе угодно.

В связи с этим очень важный, но, к сожалению, не слишком новый вывод сделала ведущая программы: ТВ может приносить прибыль. Но только в том случае, если оно нравится зрителю. И не в этом ли военная тайна творческих и коммерческих успехов государственного РТР, уверенно опередившего на пороге нового тысячелетия всех своих эфирных конкурентов?

И еще. Самокопание - процесс для творческих личностей неизбежный. Причем его польза очевидна. Но, ей-богу, иногда, когда наши телевизионщики начинают посыпать головы пеплом, хочется сказать: знайте меру! Телевидение - это ведь, кроме всего прочего, и зеркало нашей жизни...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter