Грань дозволенного

Почему люди предпочитают шарахаться от корреспондентов?

Почему методы работы отдельных журналистов нередко вызывают отрицательные эмоции?

Наверное, представителю каждой из профессий иногда бывает стыдно за работу коллег. Сантехнику — за некачественно смонтированный предшественником кран на кухне клиента, дворнику — за плохо убранный соседний участок, водителю троллейбуса — за грубость своего сменщика, которого пассажиры запомнили по номеру машины.

Не исключение в этом плане и журналистская братия. Где-то виновато отсутствие опыта, где-то, наоборот, его… излишество. Расскажу лишь о нескольких случаях, которые довелось недавно наблюдать. Итак, молодая сотрудница газеты на празднике города «допрашивает» пожилого человека, тыча ему в лицо диктофон: «Как вы относитесь ко дню рождения Витебска, что он для вас означает?» Смущенный вниманием и не совсем понятным вопросом пенсионер, видя «умный» аппаратик, записывающий каждый его вздох, теряется совсем. В глазах — страх сказать что-то не то. Интервьюируемый замыкается, пытаясь вспомнить «умные» слова, и совершенно ничего не может ответить по существу. Мне кажется, что под прицелом диктофона, настороженно глядя лишь на мигающий зеленый огонек записи, он уже и то самое «существо» забыл…

Я вполне понимаю пожилого человека, которому очень трудно в такой обстановке сосредоточиться. И обидно, что обязательное использование диктофона даже в простой беседе «о погоде», а не только о научных делах и экономических вопросах, для некоторых журналистов становится нормой. А потом они недоумевают: почему не удалось разговорить собеседника?! Неудивительно, что, попавшись один раз «на крючок», люди предпочитают за лучшее шарахаться на улицах от корреспондентов, проводящих блиц-опросы с диктофонами в руках.

Но это, как говорится, маленькие издержки, не совсем продуманные методы работы, а быть может, проявление неуверенности в своих силах или банальной лени, нежелание пользоваться памятью и блокнотом. А вот более серьезный повод для размышления мне дала учительница одной из школ города, которая на время «Славянского базара в Витебске» переквалифицировалась в «обслугу» Летнего амфитеатра. С Анной Петровной мы случайно познакомились за кулисами, где я ожидала возвращения со сцены знаменитого итальянского исполнителя Риккардо Фольи, чтобы сделать эксклюзивное фото для газеты.

— Ой, вы журналист? Знаете, я раньше с большим уважением относилась к людям этой профессии. Но тут такого насмотрелась! Какая невоспитанность, какое хамство, какая навязчивость! Ваши коллеги по цеху здесь такое вытворяют, что бедные артисты не знают, куда деваться. Им без смущения задают явно некорректные и даже оскорбительные вопросы, специально провоцируют на гнев и резкость, — делится негативными впечатлениями Анна Петровна. — Как такие люди в журналистику попадают? У вас же там, на журфаке, и отбор-то такой серьезный! Или впоследствии сама профессия людей портит? — как будто размышляет вслух донельзя удивленная учительница.

Ее многодневные наблюдения тут же подтверждаются действиями двоих российских журналистов, которые переминаются рядом. Оказалось, что коллег интересует вовсе не тот эксклюзив, который нужен мне. Увидев артиста, не знающие иностранного языка «папарацци» тут же бросаются к неимоверно уставшему от выступления 66-летнему Риккардо Фольи, безуспешно пытающемуся попить воды, и без лишних слов начинают крутить его в разные стороны, как бесчувственный манекен. «Давай так… Нет, вот так! Сейчас я его по плечу похлопаю. Сделай на всякий случай еще кадр! Теперь ты…» — фотографируют друг друга в обнимку со звездой. Правда, из-за удивленно-недоумевающего выражения лица изможденного артиста позитивного фото «фотографам» добиться было сложно. Тем не менее весь концерт звезд итальянской эстрады они провели за кулисами, а после возвращения в зрительный зал еще долго хвастались проведенной там фотосъемкой. Вот, мол, друзья от зависти умрут. Непонятно только, в каком выигрыше от этого авторского «шедевра» будут командировавшие их в Витебск издания? И зачем вообще организаторам «Славянского базара» тратить немаленькие деньги на весьма недешевый прием вот таких создателей личных «звездных» мемуаров, которые приезжают в фестивальный город просто ради развлечения? Не пора ли провести анализ публикаций в СМИ и в случае их отсутствия отказать в последующих аккредитациях? По крайней мере, бесплатных. Как-никак, а 500 журналистов «съедают» солидную долю фестивальных доходов.

Последний случай, о котором хотелось бы поведать читателям, также касается Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Инцидент, о котором пойдет речь ниже, к счастью, остался незамеченным для телезрителей и многочисленных поклонников нынешнего лауреата специальной награды Президента Республики Беларусь «Через искусство — к миру и взаимопониманию» Эдиты Пьехи. Он случился во время торжественной церемонии открытия именной звезды народной артистки СССР на Аллее звезд. К сожалению, Эдита Станиславовна Пьеха не очень хорошо себя чувствовала, она постоянно старалась держаться за чью-то руку, было видно, что ей тяжело стоять. Но в конце затянувшейся церемонии легенда мировой эстрады согласилась выполнить просьбу журналистов и в сопровождении внука Стаса подошла к именной звезде. Заработали камеры, защелкали фотоаппараты. Все это продолжалось довольно долгое время, после чего корреспонденты, сбивая друг друга, бросились с микрофонами поближе к Эдите Пьехе, чуть не свалив ее с ног. Про плиту с именем все забыли, цокая по ней каблуками и шаркая туфлями. Одним словом, «звезду» затоптали, а два телеоператора, не поделившие место для съемки, чуть ли не подрались между собой, как петухи, толкаясь камерами и используя ненормативную лексику. В конце концов, Стас Пьеха был вынужден обратиться к присутствующим с просьбой уважить пожилой возраст артистки и сделать ей большой подарок — отпустить с миром из этого плотного кольца «страждущих» эксклюзива.

…Мы все совершаем ошибки, большие и маленькие. У каждого из нас есть недостатки и достоинства. Главное, чтобы всегда и во всем человек старался соблюсти элементарные пропорции между «можно» и «нельзя» и не переступать грань дозволенного. В чувствах, поступках и даже намерениях. Тогда и жить будет проще, и краснеть придется меньше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter