Грамота с вислой печатью

"И пыль веков от хартий отряхнув, правдивое сказанье перепишет", - воскликнул Пушкин устами монаха Пимена в трагедии "Борис Годунов".

"И пыль веков от хартий отряхнув, правдивое сказанье перепишет", - воскликнул Пушкин устами монаха Пимена в трагедии "Борис Годунов". Что же это за "хартии", которые переписывал Пимен в келье Чудова монастыря?

Словом "хартион" в Византии называли пергамент, употреблявшийся для письма до появления бумаги. От этого греческого слова произошло и русское "харатья", которое обозначало особый материал для письма, выделывавшийся обычно из телячьей кожи. Слово же "пергамент" вошло в оборот значительно позже. Харатья, или пергамент, стоила очень дорого, и на них обычно писались самые важные документы. В быту же использовался более дешевый материал, изготовленный из бересты, позднее - бумага. Количество рукописных документов, дошедших до нашего времени из XI - XVII веков, невелико. Это связано с тем, что Беларусь за свою историю претерпела всевозможные катаклизмы - иноземные нашествия, внутренние междоусобицы, войны. Поэтому и представляют для нас огромную ценность хранящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси так называемые привилеи, грамоты, дарственные и другие документы, написанные как на пергаменте, так и на бумаге в XIV - XVIII веках на старобелорусском, старопольском и латинском языках. На них хорошо сохранились печати и позолота букв. Причем королевские печати красного воска даже вложены в железные футляры - коробки.

Самая ранняя пергаментная рукопись из сберегаемых в архиве датируется 20 июня 1391 года. Это так называемый "Подтвердительный привилей кн. Подольской земли Федора Корьятовича привилеев Константина и Федора Корьятовичей верному слуге Гринько на гор. Соколец и Збынов поток с сc. Глинянцем, Вороновицей, Прилуком, Иллинцами (с правом "садить" людей на р. Русаве в трех местах) и дарственной тещи Гринько княгине Андрияновой Вейницкой (Веиницкой) на с.с. Микулинцы, Летыню, Ванячин, Дешкавцы, Стражевки "у деднину и в вотнину". Представляет он собой пергаментную рукопись размером 36х22 см, желтого цвета, с согнутым нижним краем, через который проходит шнур из шелковых нитей красно-зеленого цвета. Краски не выцвели - будто и не коснулись документа века.

Начинается привилей словами: "Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Мы, князь Федор Корьятович, Божьею милостью дедичь и господарь Подольской земли, чинимы сведочно сим листом всякому доброму, кто ж на сесь лист посмотрит или оуслышит его чтучы..."

Среди грамот XV - XVII веков наиболее интересны дарственный лист от 5 сентября 1488 г. Дашки Яцковича Хребтовича церкви Пресвятой Божьей матери Лавришевского монастыря Новогрудского воеводства на двух подданных в Щорсах, а также "Купчая грамота от 6 мая 1544 года дворянина Василия Никифоровича Бранца Ануфрию Васильевичу Костюшкевичу на часть земель в имениях Мочуль, Рамель, Переходичи Пинского повета". Купчая выполнена в красно-зеленой цветовой гамме на пергаменте, с так называемыми вислыми печатями, сделанными из воска, часть которых помещена в специальные холщовые мешочки. Хорошо сохранилась и подтвердительная грамота от 1 декабря 1551 г. короля Сигизмунда Августа о продаже стольником Великого княжества Литовского Станиславом Кезгалом (Кезигайлом) "земянину Юрию Вербицкому двух служб бояр путных, двух служб людей тяглых в им. Деревно 200 коп. грошей литовских". Под текстом подпись короля Сигизмунда Августа. Печати нет и, судя по отсутствию проколов для шнура, не было.

А вот привилей от 3 февраля 1581 г. самого короля Стефана Батория Габриелю Бенешу на имение Ованты за участие в битве под Полоцком и Великими Луками. Под ним - подпись самого короля и пометка, что грамота составлена в Варшаве. Не менее интересны привилей от 18 июля 1586 г. князя Николая Крыштофа Радзивилла Сиротки Несвижу на Магдебургское право, а также купчая крепость от 4 июня 1626 г. на имение Глуск, проданное князем Николаем Чарторыйским Слонимскому маршалку Александру Полубинскому за 50 тысяч злотых польских. Под текстом среди многочисленных автографов имеется подпись Петра Достоевского, судьи Пинского гродского и одного из предков Ф.М.Достоевского. Раритетом можно назвать акт от 11 апреля 1654 г. о назначении Станислава Радзивилла опекуном имений Крынки, Чернавчицы и других, принадлежавших княгине Людовике-Марии, вдове князя Александра Радзивилла, заверенный печатью кардинала Ломеллино, папского легата.

По этим древним документам можно изучать родную историю. Так, привилей 1680 г. свидетельствует о предоставлении Мозырю Магдебургского права. А грамота от 12 февраля 1691 года короля Яна III давала князю Доминику Радзивиллу право на проведение двух ярмарок в Глуске.

Есть у нас и генеалогические таблицы князей Радзивиллов (начиная с XIV века), личные фонды князей Друцких-Любецких, графов Пляттер-Зибергов, материалы о роде Огиньских, один из которых, Михал Клеофас, стал автором всемирно известного "Полонеза".

Уникальным мы считаем также документ под названием Универсал Богдана Хмельницкого от 7 мая 1656 г. - о предоставлении купцам Слуцка права свободной торговли на территории Украины. На нем - подпись самого Хмельницкого и печать.

Историки отдают должное и привилеям от 6 марта и 20 мая 1731 года Кричевского старосты Геронима Радзивилла и конюшего Великого княжества Литовского Михаила Радзивилла, владельца и опекуна Слуцкого княжества и других так называемых "Нойбургских имений", подтверждающим права и вольности жителей этих имений, дарованные предыдущими владельцами. Любопытны документы тем, что наряду с католиками не ущемлены в своих правах-свободах и жители православной, лютеранской (аугсбургской) и кальвинистской (евангелической) конфессий.

Надо сказать, что создание так называемых "Нойбургских имений" на территории Великого княжества Литовского было связано с замужеством дочери Богуслава Радзивилла Людвики Каролины с князем нойбургским Карлом Филиппом, который в 1697 году претендовал на польскую корону, а с 1716 года был курфюрстпфальцграфом Рейнским. Входили в них Слуцкое и Копыльское княжества, Себежское и Невельское графства, Копысь, Романово, Белица, Кейданы, Биржы, Заблудов. Наличие привилеев на права и вольности для православных жителей данных имений позволило последним оставаться под юрисдикцией православной церкви, благодаря чему только в Слуцке существовало 14 православных церквей. Сама же Людвика Каролина была сторонницей кальвинизма и поддерживала эту конфессию, которой в 1693 г. подарила типографию и способствовала изданию Нового Завета.

Есть в архиве и другие грамоты, но их немного.

Поэтому для нас представляют интерес также те рукописные документы, которые по разным причинам оказались за пределами Беларуси. Один из них - пергаментная рукопись Евангелия, написанная в Беларуси в конце XIV в., на 180 листах. На каждом листе текст размещается в два столбца. Рукопись обнаружил академик М.Н.Тихомиров, считавший, что Евангелие имеет большое значение для истории белорусского языка.

Евангелие содержит целый ряд важных исторических фактов. Так, из него мы узнаем, что Соборная площадь в городе Друцке была построена в 1001 году (6509 г. по древнерусскому счету). Из чего можно сделать вывод, что христианство в Беларуси утвердилось уже через 13 лет после так называемого крещения Руси 988 года. Это и прямое указание на то, что Друцк существовал уже в X веке. "Запись друцкого князя Василия Михайловича, - писал Тихомиров, - представляет собою жалованную грамоту, данную церкви Богородицы в Друцке на село Моравьиничи, которое князь отдает церкви вместе с людьми и со всеми доходами, с полями и лугами..." Друцкое Евангелие первоначально принадлежало собору Богородицы в Друцке, затем рукопись находилась у виленского горожанина, позже попала к новгородскому архиепископу Феодосию Яновскому...

Вот такая познавательная история страны хранится в древних грамотах и привилеях, которые мы, в свою очередь, бережно храним в архиве.

 

ГОЛУБОВИЧ Алла.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter