Издателю как никому другому виднее, какие книги могут стать популярными

Графо-МАНЫ здесь не ходят

Издателю как никому другому виднее, какие книги могут стать популярными. Владимир Кузьмин с молодыми писателями работает не одно десятилетие, а потому может рассказать, почему для литературы сейчас наступило не самое лучшее время, а нового автора раскрутить для широкого круга читателей очень трудно.

Владимир Кузьмин Директор издательства «Ковчег», которое специализируется на издании книг, музыкальных компакт-дисков и нот.
Владимир Кузьмин Директор издательства «Ковчег», которое специализируется на издании книг, музыкальных компакт-дисков и нот.

– Во всем мире тиражи книг падают. Как думаете, почему?

– Сегодня в медиасфере очень много мусора. И человеку в этих потоках информации сложно сориентироваться. Кроме того, все устали и обленились. Редкий любитель литературы будет листать все подряд, чтобы найти что-то для себя стоящее. Читатель – величина постоянная. А количество новых авторов постоянно растет. Диспропорция очевидная. Когда-то люди покупали книги пачками, потому что реально ощущали их дефицит.

– Значит, падение интереса к книге вызвано информационным перенасыщением?

– Большим количеством того, что не заслуживает внимания. Появилось много некачественной печатной продукции. Сказывается и общая тенденция больше работать и меньше отдыхать. Люди настолько уходят в работу, что чтение не является для них отдыхом. Еще добавьте огромное количество заказной литературы, когда автор сам себя издает и распространяет тексты.

– Есть ли какое-либо соотношение между качественной литературой и графоманией?

– Говоря грубо, пять процентов у нас, да и в мире, издается достойных вещей. Остальное – сомнительного качества.

– То есть можно сказать, что и издание, и распространение книги ложится целиком на плечи писателя?

– Все зависит от него самого и стратегии, которую он выбирает. Если ты нормально пишешь, тебя хотят читать и видеть, то, конечно, издательства будут предлагать какие-то варианты. Другой вопрос – необязательно все должно ограничиваться только издательством. Сегодня в нашей стране достаточно организаций, которые работают с писателями. И я не вижу ничего плохого, чтобы обратиться в Союз писателей. Там могут помочь в реализации книги. Бывает, и литературное объединение спонсирует издание книги и помогает в распространении.

– Работает ли система литературных премий и не было ли мыслей что-то придумать в этой сфере?

– Мы хотели создать литературную премию негосударственных издательств, но дальше разговоров тема так и не ушла. Литературные премии – неплохой способ популяризации книг. Например, во Франции существует около 1500 различных литературных премий. У нас же хорошо если один десяток наберется.

– Как часто к вам обращаются молодые писатели?

– Если считать за год, то более сотни. Кого-то мы отговариваем издавать книги, кому-то помогаем. Кому-то советуем не замахиваться на громадные тиражи. Чтобы за­явить о себе, автору хватит и сотни экземпляров.

Андрей ДИЧЕНКО, dichenko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter