Градус ответственности

Что показало испытание морозом?
Что показало испытание морозом?

Не успели мы привыкнуть к околонулевой температуре, а синоптики уже прогнозируют новые морозы. Впрочем, после того как в середине января столбик термометра опускался местами до минус 32 — 34 градусов, обещаемое ныне похолодание в 11 — 20 градусов ниже нуля воспринимается спокойно. Тем более что даже нетипичные для наших широт морозы хоть и доставили массу житейских неудобств, но катастрофой не стали.

У меня в руках информация о мерах, принятых Правительством для обеспечения нормальной работы народного хозяйства в морозные дни января. Листаю и ловлю себя на мысли, что вникать в подробности работы и особой–то нужды нет. Подобные документы тщательно изучаешь, как правило, тогда, когда пытаешься разобраться в причинах какой–нибудь чрезвычайной ситуации. Стремишься понять, что не учли, не предусмотрели, на каком отрезке цепи от контроля обстановки до исполнения поручений произошел сбой. В нынешней же ситуации все предельно ясно и без лишних комментариев. Главный индикатор — сама жизнь. Да, кусал мороз уши, кто–то не смог завести личный автомобиль, у кого–то в погребе подмерз картофель... Но все это житейские проблемы, решение или предотвращение которых — дело хозяйское каждого конкретного человека. А вот в большом, согласитесь, опасных неприятностей не было. Те сферы, за стабильную работу которых ответственность несет государство, мороз из рабочей колеи не выбил.

Я не говорю о том, что аварийных ситуаций не возникало вовсе. Случались и порывы теплотрасс, и водопроводов, где–то не выдержали нагрузки линии электропередачи. Но подобные неурядицы случаются каждый год, а в морозные дни их было даже меньше, чем в обычные. Разумеется, лучше бы аварии не случались вовсе. Но техника вещь капризная. Бывает, что и новый автомобиль дает сбои, и только купленный компьютер, как выражаются спецы, «глючит». Что уж говорить о сложных инженерных сооружениях и коммуникациях, которые под землей и по воздуху пронизывают всю страну вдоль и поперек?

Поэтому мне представляется, что вопрос не в том, чтобы предугадать на 100 процентов все вероятности сбоев и предотвратить их. Согласитесь, что это практически невозможно. А вот реакция на нештатную ситуацию — это показатель. Если образовавшаяся в теплотрассе течь становится причиной размораживания всей системы отопления жилого дома — это, вне всякого сомнения, ЧП. Следствие халатности, за которую кто–то должен нести персональную ответственность. Но когда неисправность устраняется оперативно, значит, система действует, как часовой механизм.

Вспомню случай, о котором я упоминал в одном из своих недавних материалов. В общественную приемную предвыборного штаба Александра Лукашенко позвонила женщина и сообщила о прорыве водопровода в ее доме. А буквально минут через 20 — 30 после звонка работника приемной в горводоканал выяснилось, что на месте локальной аварии уже работают специалисты. И оперативность отнюдь не следствие звонка из президентского штаба. Если бы соответствующие службы не были готовы к авральной работе, не имели соответствующей техники и людей, звони ты хоть из небесной канцелярии, но коль дыры латать нечем, пальцем их не заткнешь.

О чем говорит этот случай? Прежде всего о самой готовности соответствующих служб оперативно решать возникающие проблемы при любых обстоятельствах. И это подтверждается другими примерами. При авариях на теплосетях в морозные дни на восстановление теплоснабжения требовалось в среднем 2 — 5 часов, на устранение аналогичных проблем в жилых домах — 1 — 3 часа. Самая крупная авария за это время произошла в Гомеле, когда была повреждена труба теплотрассы диаметром 400 мм. Будь рабочие менее расторопны, без тепла надолго могли бы остаться 16 домов, среди которых две жилые многоэтажки, две школы, общежитие и поликлиника. Но авария была ликвидирована примерно за 14 часов. Заметьте, в рабочем порядке, без каких–либо случайных звонков сверху. Впрочем, как и в ряде других случаев.

Вообще, обращает на себя внимание системность в исполнении Правительством поручений Президента об обеспечении бесперебойной работы всех отраслей в условиях небывало низких температур. На важных объектах энергетики, ЖКХ, сельского хозяйства, транспорта, связи, образования были организованы круглосуточные дежурства. Для станций скорой помощи резервировались дополнительные машины. Медучреждения получили сверхнормативные запасы материалов и медикаментов для оказания первой помощи при обморожениях и переохлаждении. Газовики по согласованию с поставщиками топлива обеспечили подачу газа потребителям объемом выше контрактного. При этом бесперебойно шел и его транзит в третьи страны...

Лично у меня по мере изучения документов порой даже складывалось впечатление, что в Правительстве несколько перестарались в бдительности. Ну разве их уровня вопросы устранения сквозняков и промерзания стен на фермах СПК «Славгородское», что в деревнях Клетное и Малиново Глусского района? С другой стороны, коль даже такие мелочи попадают в аналитические материалы, изучаемые на высоком государственном уровне, то места для беспокойства по поводу приближения новой волны холодов не остается вовсе. Это опять же в общем смысле. А на бытовом уровне... Лично я, пользуясь потеплением, еще раз проверил утепление окон в квартире. Кое–где его подправил. Поставил в автомобиль новый аккумулятор. Не хочу, чтобы мелочи, которые ни от кого, кроме меня, не зависят, портили настроение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter