Зачем гастрономы продлевают график работы

Градус на ночь глядя

Зачем гастрономы продлевают график работы?
Продуктовые магазины наперебой сообщают о продлении графика работы. Теперь кто торгует до 23.30, кто до полуночи... А соответственно и спиртным с закуской — главными товарами позднего вечера. Или вы всерьез думаете, что это забота о молодых мамочках, бегущих на ночь глядя в гастроном за молоком? Кошатниках да собачниках, у чьих питомцев закончился корм? Очень уж характерные покупатели выстраиваются к кассам с наступлением темноты и с очень типичным содержимым корзинок. Сняла в прошлом году минская торговля временные ограничения по продаже алкоголя и нынче, похоже, «развивает успех». Всячески сопротивляясь предложению МВД ввести единый режим для всей страны: продавать алкоголь строго с 9.00 до 22.00.

Статистика МВД по поводу гримас зеленого змия бьет не в бровь, а в глаз. Более 20 тысяч сограждан состоят на профилактическом учете как трижды в опьянении преступившие закон, каждое седьмое преступление несовершеннолетние совершают подшофе, а если брать все слои населения, то выйдет и каждое четвертое. Причем хулиганства и грабежи, подчеркивает начальник управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Олег Каразей, происходят именно ближе к ночи. Когда компания «пошла за добавкой» и потянуло на подвиги либо вовсе потеряла в своих действиях отчет. Поэтому в министерстве уверены: пора ограничивать время реализации спиртного. Как и довести до логического конца разговоры о создании специализированных для него отделов и магазинов, чтобы с юных лет не формировалось у человека представление о том, что вот эти красивые бутылочки — товары повседневного спроса, чуть не жизненной необходимости. Никто вроде не спорит: не раз оправдавшая себя в других странах практика. Так почему «нет»? Аргумент: «Затруднительно обеспечить подобный подход в сельских магазинах». Отчего бы тогда не продавать спиртное, как табачные изделия, по списку, из закрытых боксов, не выставляя гордыми рядами на всеобщее обозрение? Этот вопрос неизменно повисает в воздухе, когда речь о выручке, объемах продаж, рентабельности, в общем, материях экономических, которые входят в видимое противоречие с другими не менее важными и далеко не сиюминутными соображениями.

Для размышления о будущем вот вам данные двух недавних опросов. Треть подростков в возрасте 15 — 19 лет признались, что пробовали спиртное, причем до 10–го класса. Тогда как Институт социологии НАН, поинтересовавшись у населения, что влияет на алкоголизацию общества, обнаружил, что в лидерах причин совсем не «тяготы жизни», на которые так любят ссылаться кирпично–зеленого цвета товарищи у гастронома. Нет, это отсутствие интересных занятий в свободное время (40% опрошенных). Совсем немного отстает ответ «неправильное воспитание». В том числе дурной пример и даже прямое потакание взрослых. Ведь ох как часто первая рюмка пригубливается в теплом кругу родных... Так что в списке предложений МВД есть еще одно: законодательно запретить потребление спиртного несовершеннолетним! А то ни в одном документе это не прописано. Наказывают у нас только за распитие (около 5 тысяч ребят, между прочим, застукали за такой забавой с начала года) и появление на людях в непотребном виде...

Получается, как в скверном анекдоте: «За тобой будущее. Отойди в сторону». МВД и Минздрав — о своем, о воздействии на умы, в первую очередь подрастающего поколения. Торговля — о своем, о «хлебе насущном». МВД изымает самогонные аппараты, алкогольный фальсификат, ловит правонарушителей под парами, привлекает к ответственности... Минздрав ищет единомышленников среди общественных организаций, чтобы при помощи новых подходов возвращать к нормальной жизни не в меру пьющих. Затевает для них, по словам Алексея Кралько, заведующего Республиканским центром наркологического мониторинга и превентологии РНПЦ психического здоровья, проект по трудотерапии и намерен ввести первичный скрининг проблемы даже на уровне участковых врачей. А магазины ну ни в какую не хотят идти на компромисс. Алкоголь по–прежнему стоит ящиками. По–прежнему иной раз и на акциях. И ограничить по времени его продажи в регионах готовы разве что в ходе каких–то праздников, больших и важных мероприятий. Не более и не долее.

Предвижу возражения: мол, не сгущайте краски. Все неплохо. Если в 2011–м на душу населения у нас приходилось 13,3 л чистого алкоголя, то в 2015–м — 9 л. Минус 32%. Снижается и производство водки, игристых вин, пива, контингента, состоящего на учете наркологов... В Минске в каждом районе принимают как минимум два нарколога, а в крупных — по 4 — 5 специализированных кабинетов. Городской клинический наркологический диспансер в этом году дополнительно ввел 30 реабилитационных коек, чтобы лечение плавно перетекало в работу над иной жизненной программой. Но не зря медики говорят: в профилактике нужен не столько массовый подход, сколько целевой, индивидуальный. Вписываются ли в него лишние полчаса–час, которые вдруг решили подарить каждому потребителю винно–водочные стеллажи?

gabasova@sb.by

Фото freesmi.by

Советская Белоруссия № 144 (25026). Пятница, 29 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter