Градус Конфликта. В двадцатиградусный мороз жителям бывшего военного поселка приходится согреваться бутылками с горячей водой, потому что местная котельная на дровах с отоплением не справляется.

«В наших квартирах 14–15 градусов тепла. Из кранов вместо горячей течет теплая вода, да и то два дня в неделю. Куда ни жаловались – бесполезно. Помогите пробить чиновничье равнодушие!» Под этим письмом, которое пришло в «НГ» сейчас, в самый разгар морозов, было четыре десятка (!) подписей жителей поселка Уречье-2 Любанского района.

«В наших квартирах 14–15 градусов тепла. Из кранов вместо горячей течет теплая вода, да и то два дня в неделю. Куда ни жаловались – бесполезно. Помогите пробить чиновничье равнодушие!» Под этим письмом, которое пришло в «НГ» сейчас, в самый разгар морозов, было четыре десятка (!) подписей жителей поселка Уречье-2 Любанского района.

15 градусов в квартире

Чем ниже температура на улице, тем выше градус конфликта жителей поселка с коммунальниками. И тем сильнее ностальгия по советским временам. Тогда здесь базировался танковый полк, военные истопники не жалели привозного угля, в квартирах было тепло. Часть давно расформирована, несколько лет назад котельную перевели на местные виды топлива. Когда на Новый год шли дожди, было сносно, но при нынешних морозах в домах резко похолодало.
Вместе с работниками коммунальной службы заходим в квартиру пенсионера Анатолия Кашаеда. Замеряем — 15 градусов. Хозяин, в шерстяных носках и теплой куртке, показывает температурные данные воды, поступающей в дом от котельной в последние дни: 36—40 градусов. Конечно, она не может обогреть жилище. У соседки Зинаиды Шаплавской в квартире немного теплее, но женщина чуть ли не причитает. У нее муж — инвалид первой группы, без движения, и, чтобы его согреть, Зинаида обкладывает супруга бутылками с горячей водой. На четвертом этаже у Василия Кондюрина — 16 градусов. В детском саду — на два выше, в почтовом отделении — на четыре ниже...
— Обычно еще холоднее, это к вашему приезду поддали жару, — утверждают жители поселка.
Возле местной котельной — горы дров. Шесть котлов пышут жаром. За сутки сжигается около 40 кубометров древесины, а это 5—6 тракторных прицепов. Начальник котельной Николай Дубина не видит проблем. Поясняет: за окном 11 градусов мороза, на выходе из котельной вода 58 градусов — норма! Не знает или лукавит Николай Григорьевич, но специалисты-теплотехники утверждают: при подобном морозе вода такой температуры уже возвращается из отопительной системы, а на выходе из котельной она должна быть не меньше 90 градусов.

Экономия ради экономии?

Согласно требованиям социальных стандартов температура воздуха в жилых помещениях должна быть плюс 18—22 градуса, ведь практикой подтверждено, что такое тепло обеспечивает необходимый человеку микроклимат. Температура горячей воды в кранах не должна опускаться ниже + 50 градусов. Обеспечить такие параметры уречская котельная вряд ли сможет. “Теряет” градусы изношенная, давно не ремонтированная теплотрасса. Да и старые панельные дома продуваются со всех сторон.
Но главное — источник энергии. Безусловно, хорошее дело — максимально заменить импортные виды топлива местными. И больше 18,5 тысячи кубометров дров, использованных в прошлом отопительном сезоне на объектах социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства Любанщины, безусловно, сберегли немало валютных средств. Но одно дело — отопить дровами школу, больницу, машинно-тракторный парк. И совсем другое — городок, где 700 квартир на разных этажах, те же объекты социальной сферы. Особенно если у старых котлов низкий коэффициент полезного действия, а топят их не всегда качественными дровами. Сосновые поленья доставляются за 60 километров из мест, где летом прошел бурелом. Для высокой теплоотдачи дрова должны сохнуть не менее года. Поэтому получить в квартирах температуру, предусмотренную социальными стандартами, жителям городка весьма проблематично.
— Вопрос довольно сложный, особенно если учесть, что возврата к использованию мазута, каменного угля быть не может, — говорит заместитель председателя Любанского райисполкома по строительству и коммунальному хозяйству Григорий Ильюшонок. — Самый лучший вариант — котельная газовая. Именно она сняла все энергетические проблемы в деревне Сорочи, центральной усадьбе колхоза “Чырвоная змена”, откуда также поступало много жалоб. В этом году голубое топливо должно поступить в Уречье, но для приобретения, монтажа газовой котельной понадобятся солидные средства.

С торфом проблем меньше, но...

Расчеты показывают, что годовой экономический эффект от установки газового модуля составит 113 миллионов рублей, окупится он менее чем за десять лет. Дело стоящее. Но когда найдется более чем миллиард рублей на приобретение модуля? А повысить температуру в домах поселка нужно уже завтра. Как? Жители утверждают: как только кочегары начинают работать с торфобрикетом, доставленным за полсотни километров со Старобинского завода, в их квартирах становится теплее. Себестоимость гигакалории, выработанной при сжигании дров и торфобрикетов, подсчитали экономисты, одинаковая, 110 тысяч рублей. Но расчетная “брикетная” калория на деле оказывается более эффективной — не требует энергии на “сушку себя”, как получается с сырыми поленьями, да и хлопот с торфом меньше.
Этих преимуществ не отрицает и директор Любанского ЖКХ Николай Ефимчик. Но поясняет: их бригада из 12 человек с 9 единицами техники заготавливает в лесу 70 процентов необходимых хозяйству относительно дешевых дров. И проблема расчетов тут остро не стоит. За торфобрикет нужно платить сразу, а финансовое положение ЖКХ не позволяет это делать постоянно. Трудно рассчитывать и на подпитку из бюджета районного, который более чем на половину дотационный.
Любанщине довольно часто приходится бороться с экстремальными ситуациями: в этом полесском уголке то затопит почти все поля, то летом подморозит. Нынешние сильные морозы для жителей, коммунальников, приготовившихся к “глобальному потеплению”, явление также не ординарное. Думается, руководство района найдет силы, средства, чтобы справиться и с этой ситуацией. Тем более что речь идет о самом дорогом — людях, их самочувствии, здоровье.

“НГ” спросила

А у вас дома тепло?

Владимир Егорович ЧЕРНЫШЕВ, инвалид Великой Отечественной войны, 83 года, г. Лида:
— Мы живем в панельном доме на улице Космонавтов, 4. Квартира старая, и проблемы с отоплением периодически бывают у всего подъезда. Когда грянули последние морозы, температура в комнатах опустилась до +16 градусов. Это холодно и по ощущениям, и по всем действующим стандартам. Мы стали обращаться в свою коммунальную службу. Ждать решения проблемы пришлось почти две недели. Сейчас наконец стало тепло: термометр показывает больше 20 градусов.

Аркадий СМОЛЯЧКОВ, работник ЖЭСа, г.Минск:
— Сам живу в “хрущевке” без капремонта. Если бы не поставил осенью стеклопакеты, то сейчас бы замерзали. Даже прошлой зимой, когда больших морозов практически не было, в квартире все время работал обогреватель. А вот жильцы домов, в которых я работаю (панельные многоэтажки 70-х годов постройки), периодически жалуются на “недотопы”. К счастью, у нас все проблемы сводились к 1—2 градусам ниже нормы. Но не везде так гладко.

Екатерина Викторовна МАТВЕЕВА, пенсионерка, 68 лет, Логойский район:
— У нас всегда тепло, потому что живем мы в частном доме и по старинке топим печку. Правда, в этом году дров на отопление дома уходит гораздо больше, чем в прошлом. Мы, честно говоря, не ожидали таких морозов, поэтому дров заготовили не очень много. Но до конца зимы должно хватить. Обогревателями не пользуемся принципиально, потому что потом приходится много платить за электричество. Да и проводка в нашем доме довольно старая, боимся короткого замыкания.

Анна МАЛАХОВЕЦ, председатель товарищества собственников в новостройке, г. Минск:
— Сама живу в доме, которым руковожу, поэтому с уверенностью могу заявить: во всех квартирах очень тепло. Жалоб от жильцов тоже ни разу не поступало, коммунальники справляются со своей работой хорошо. Единственный минус — в конце месяца придется выложить кругленькую сумму за отопление. У нас даже в угловых в квартирах — 20—22 градуса. В прошлом месяце квартплата за счет усиленного отопления оказалась выше на 10—30 тысяч рублей. В этом из-за постоянных морозов будет еще больше. Сейчас всерьез хотим обсудить с жильцами возможность установить поквартирные счетчики тепла, чтобы жировка обходилась не так дорого.

Расспрашивала Наталия ЛАПИНА, “НГ”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter