Календарь и традиции

Грачи, прилетайте

В понедельник, 14 марта, начинает свой отсчет православный Великий пост. Это во–первых. Во–вторых, в храмах отдельно вспоминают преподобномученицу Евдокию. В–третьих, 14 марта по старому стилю — первый день весны, и он предсказывал погоду до самого лета. Следующие за Евдокией 15 и 16 марта поочередно также определяли «надвор’е» на остальные сезоны: лето и осень. Кстати, замечено: самые важные народные приметы работают именно в соответствии с юлианским календарем, может, оттого они и выглядят несколько старомодными. Теплая Евдокия обещала не только весну «пагодную», но и лето доброе, и удалый сенокос, и дожди вовремя, а значит — хороший урожай хлебов. Туман сулил, что горох, боб и фасоль — продукты питания, незаменимые в период поста, — тоже хорошо уродятся. Святую Евдокию у нас очень почитали и боялись прогневить. Говорили, если Евдокия «усердзiцца», то запросто еще может наслать мороз и метель. Поэтому в этот день женщины откладывали в сторону очень многие виды работы, и прежде всего прядение. А если требовалось что–либо срочно разрезать, пользовались исключительно особыми ножницами — теми, что овечек стригут.

В некоторых местах, особенно на юге Беларуси, уже начинали «гукаць вясну» и петь «веснавыя» песни: белорусы строго придерживались сезонного регламента в песенном репертуаре. Но далеко не везде весна давала о себе знать по–настоящему. В это время много где еще только начинал таять снег, только появлялись первые проталины, оттого и говорили: «на Аўдокi — голы бокi», «на Аўдокi — з гары патокi». Надо сказать, к талому снегу у нас относились очень грамотно. Его собирали в чистых местах и использовали для мытья волос, полива домашних растений, даже для промывания ран, ведь талая вода действительно обладает целебными качествами.

15 марта в народном календаре — Федот–«ветранос». И если ветер задует — так и жди аналогичный по направлению, особенно с северо–запада, летом во время покоса. Причем он может быть такой силы, что собранные стога сена вмиг разнесет. Существовала и такая поговорка: если «Федот злой — не быть с травой», имелось в виду, что травы тогда вырастут невысокими и несочными.

17 марта — «Герасим грачей пригоняет» и весну приносит. Существовала примета: грач строит свое гнездо на южной стороне — лето будет прохладным, на северной — к жаре до самой осени.

Что же касается поста, во время его первой недели происходит перестройка всего образа жизни и быта, своеобразное привыкание к повышенной строгости: «Масленiца згарэла, i ўся ежа таксама». Вообще, март считался сложным периодом — переходным временем, которое у всех европейских народов считалось опасным и непредсказуемым.

18 марта почитали cвятого мученика Конона. В народе — защитника детей от оспы. Оспу у нас называли «воспiк», «лiхая», «рабая», «шчарбачка» и представляли в виде злой мерзкой старухи с одним огромным, торчащим вперед зубом. В поисках очередной жертвы эта «пачвара» брызжет ядовитой слюной и заражает болезнью людей, после чего на их лицах остаются никогда не исчезающие отметины — оспинки. Над теми, у кого оспинок образовалось слишком много, подшучивали — «на твары чэрцi гарох малацiлi цi ячменныя крупы дралi». Подшучивали не зло, больше с сочувствием.

Советская Белоруссия № 45 (24927). Пятница, 11 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter