Говорят Герои

В нашей стране живут 32 Героя Советского Союза.
В нашей стране живут 32 Героя Советского Союза. К сожалению, с каждым годом имен в этом почетном списке остается все меньше. Время не щадит даже очень отважных и замечательных людей. Сегодня наши Герои вспоминают о былом и говорят о дне сегодняшнем. Давайте послушаем их...



Леонид ФИЛИППЕНКО, Витебск

: - Я горд, что люди моего поколения сумели не только разгромить врага, но и восстановили страну из развалин. Тогда, независимо от национальности, все мы были братьями. Это помогло нам отстоять нашу великую Родину. Мы, оставшиеся в живых, помним тех, кто остался лежать в сырой земле. Вспоминаем о них и в этот великий праздничный день. Сегодня нам, старикам, стараются создать праздничное настроение. Мы чувствуем эту заботу, ценим внимание. Жаль, что многие наши ровесники не дожили до этого. Пусть молодые не забывают, какой ценой досталось им мирное небо над головой.



Николай ЗАЙЦЕВ, Минск

: - Всю войну я отлетал - был штурмовиком. Наш 1-й Украинский во время Львовско-Одерской операции здорово отвлекал на себя немецкие силы, когда в Белорусии операция "Багратион" разворачивалась. Так что считаю, лепта наша общая в этом славном освобождении тоже есть. Да и не делили ведь мы ничего в ту пору: просто НАШУ землю освобождали. На счету у меня 185 боевых вылетов. За это, в общем зачете, и Звезду дали. У штурмовика ведь жизнь была короткая - вылетов 10, не больше... После войны я еще 20 лет служил. Потом преподавал философию в БГУ, защитил кандидатскую. Сейчас вот, правда, силы уже не те. Но я стараюсь не хандрить - последнее это дело в нашем возрасте.



Иван ЛЕБЕДЕВ, Гродно

: - Звание Героя Советского Союза я получил за бой 14 октября 1943 года во время форсирования Днепра. Вражеские танки заняли господствующую высоту, но мы развернули гаубицу и огнем остановили немца. Устояли, хотя из 36 орудий в том бою уцелели только 6. Победу я встретил в Австрии. На знаменитом Параде Победы в Москве в 1945 году я нес знамя 3-го Украинского фронта.

В Белоруссию я приехал только после войны. В Минске, помню, в центре стояли только три целых здания: Дом правительства, Дом офицеров и штаб воздушной армии. Там, где сейчас проспект Скорины, были сплошные руины. Их ровняли техникой, привозили дерн и накрывали улицы, делали зеленые лужайки. В Гродно, куда меня направили из штаба Белорусского военного округа, разрушений было меньше.

Сегодня же Гродно - мой дом. Здесь у меня сыновья, внучки. В свою родную Даниловку (это райцентр в Волгоградской области) три года назад я съездил, но нашел из знакомых только одного мужчину и двух женщин. До моего ведь возраста мало кто доживает. Там сейчас кто только не живет! Чеченцы, армяне, люди с окрестных хуторов... Только даниловских нет. А в Гродно меня очень многие знают. Невозможно и по улице пройтись, чтобы не встретить знакомого. И что особенно приятно, здороваются люди, которых я раньше и в глаза не видел!



Николай ОБЕДНЯК, Минск

: - Наша дивизия долго не могла взять Верхнеднепровск. Стояли мы на правом берегу Днепра, а город - напротив, на высоком берегу. Решили разведку высаживать. Умудрились мы живыми Днепр переплыть. Захватили на правом берегу два окопа. Они-то и стали нашим плацдармом. Утром 25 сентября 1943 года фашисты пошли в атаку. Мы ее отбили, потом - еще одну. Уже снаряды заканчиваются. Вдруг видим, через Днепр лодка плывет. А кто в ней - не видать. Только рука из лодки высовывается и саперной лопатой гребет. Друг мой, Миша Чебатков! Боеприпасов нам привез. И кричит: "С днем рождения, Колька!" Тут только я вспомнил, что сегодня-то мне 17 исполнилось... Сказал, что это - вместо цветов. А кончится война - отпразднуем. Да только погиб он. И всю жизнь, когда мне цветы дарят, я вспоминаю тот, самый дорогой Мишкин подарок.



Андрей ПЕЩЕНКО, Минск

: - Всю войну я на штурмовике пролетал, не видел в этом ничего особенного - служба как служба. Освобождал Украину, Польшу, Румынию, Венгрию, Австрию, победу встретил в Чехословакии. Потом, уже после войны, пришлось границы наши "укреплять" - служил в Молдавии, на Сахалине, на Чукотке. Сначала был армейским авиатором, позже командовал авиационным полком. Тяжело было, я бы сказал - в меру. Я вообще не люблю, когда краски слишком сгущают. А вышел в отставку - перебрался в Белоруссию, я ведь родом отсюда, из Витебска.



Григорий ДЕНИСЕНКО, Гомель

: - Абсолютно верный подход обозначил наш Президент: ни один участник войны не должен остаться без внимания. Мы воевали на фронте - хорошо, но ведь другие ковали Победу в тылу и заслужили такую же заботу, как и фронтовики. Такое государственное участие вроде и жизнь продлевает. Если сам не предаешься лени. Я, к примеру, с ранней весны до поздней осени в свои 83 года "моржую", плаваю в реке. Люблю заниматься переплетом книг. Планы на будущее тоже строю. Во-первых, этим августом побывать в Севастополе. Во-вторых, принять участие в параде на Красной площади в Москве в будущем году, чтобы не нарушать традицию с 24 июня 1945 года. Мой паспорт гражданина Беларуси действителен до 2021 года. Хочется его заменить собственноручно, как по закону полагается...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter