Готовьтесь не по диагонали!

Парадокс минувшей вступительной кампании: сдать тесты было легко, стать первокурсником бюджетной формы обучения — трудно

Парадокс минувшей вступительной кампании: сдать тесты было легко, стать первокурсником бюджетной формы обучения — трудно.

 

Задание А1 из теста по математике было проще пареной репы: указать номер рисунка, на котором отрезок АС является диагональю параллелограмма. Поэтому с ним справилось 93,1 процента участников. Тем не менее некоторые из них получили по математике 0 баллов. Почему?
— Если с заданием справляется подавляющее большинство участников, его “стоимость” низка — десятые или даже сотые доли балла, которые при округлении дают ноль, — объясняет директор РИКЗ Николай Феськов. — Минувшим летом в тестах по математике было два задания с очень низким коэффициентом сложности. Они веский аргумент в споре с теми, кто считает тесты сложными: дальше упрощать нельзя, потому что резко снижается дифференцирующая способность тестов.
Пока первокурсники-2009 привыкали к студенческому статусу, сотрудники Республиканского института контроля знаний проанализировали статистику прошедшей абитуриентской кампании. “НГ” предложила Николаю Феськову подтвердить или опровергнуть некоторые звучавшие в читательской почте вопросы и опасения.

Правда ли, что убранный “порог” открыл путь в студенты троечникам?

Действительно, после того как Министерство образования разрешило получать сертификаты всем участникам испытаний, которые набрали хотя бы один балл, подать документы в приемную комиссию престижного вуза может любой участник испытаний, получивший результат выше 0.
— Но это еще не значит, что абитуриент с единицей в сертификате поступит, — говорит директор РИКЗ. — Наш анализ показал, что абитуриенты, которые были зачислены на бюджетные места — а это примерно 17 процентов от общего числа участников испытаний, — имеют достаточно высокий средний балл. По математике для этой группы абитуриентов средний балл 59,65; по белорусскому языку 77,35; по химии 66,68. Мы проанализировали и результаты абитуриентов, которые ныне зачислены во все типы высших учебных заведений на все формы обучения, в том числе на условиях оплаты, а это примерно половина участников испытаний. Их средние баллы тоже достаточно высоки — от 29,73 (физика) до 57,56 (белорусский язык). В то время как средний балл всего потока участников испытаний находится в пределах 10,15 (физика) — 22,95 (биология) балла.

Подошел ли РИКЗ к созданию единой базы тестовых заданий?

Ежегодно РИКЗ издает сборники тестовых заданий последнего централизованного тестирования. Интернет-ресурс РИКЗ сообщает также о двух книжных новинках для абитуриентов-2010. Впервые за всю историю централизованных испытаний в продаже появились сборники тестов по русскому и белорусскому языкам за последние пять лет. Высока ли вероятность того, что на испытаниях 2010 года абитуриентам попадутся вопросы из уже изданных книг?
— Думаю, что это вполне возможно, особенно по математике, физике, химии, — считает Николай Феськов. — Сказал же доктор наук Олег Тавгень, что в курсе математики всего несколько тысяч задач. Начинаешь изобретать велосипед или механически менять в задачках действующих лиц и параметры — страдает качество. Может получиться, например, что в задаче на определение скорости черепаха перемещается быстрее автомобиля. Проблема поиска новых заданий тем более сложна, что нашим авторам приходится составлять сразу 10 равнозначных задач для 10 вариантов тестов. Кстати, нам очень помогает так называемый кодификатор, внедренный нами в прошлом году. Этот элемент компьютерной программы сертифицирует все тестовые задания банка данных, что позволяет обеспечить не только их однотипность, но и одинаковый уровень сложности.
Когда нам в очередной раз советуют опубликовать банк данных заданий централизованного тестирования, мы вправе показать на сборники: вот он! Но если мы все эти задания официально назовем банком данных, появятся проблемы, о которых сегодня не все задумываются. Тут же прилавки магазинов заполонят неизвестно кем изданные решебники с массой ошибок. Наши люди верят печатному слову, поэтому после тестирования в РИКЗ придут возмущенные родители: вот, мой сын решил, как в книге написано, а вы ему не засчитали ответ! База данных подтолкнет иных абитуриентов к тому, что вообще не надо учиться решать задачи, а заучивать решения или искать возможность подсмотреть ответ в решебнике.

Правда ли, что в скором времени сам РИКЗ издаст решебники — по математике и физике?

Ежегодно РИКЗ анализировал распространенные ошибки абитуриентов и издавал плоды своего труда в назидание будущим выпускникам. Нынешней осенью аналитика в книжных магазинах так и не появилась. Зато на сайте РИКЗ появилось объявление о скором тендере на издание сборников решений всех десяти вариантов задач испытаний по математике и физике.
— Анализ ошибок — очень интересный материал, который, к сожалению, не пользовался должным спросом у молодых людей, — комментирует Николай Феськов. — Выпускник хочет быстро получить четкий ответ, как решается та или иная задача.
В прошлом году мы отметили непонятную поначалу тенденцию: сильные абитуриенты, показывающие высокий результат, не решают отдельные очень простые задачи. Вначале мы предположили, что на всякого мудреца довольно простоты: сильные абитуриенты не видят легких путей и ищут подтекст в безобидных вопросах. Это предположение отчасти подтвердилось: ежегодно к нам обращаются несколько молодых людей с нареканиями, что у той или иной задачи слишком длинное и сложное решение. Приносит такой молодой человек две исписанные цифрами страницы, а когда мы показываем, что задачку можно уложить в два абзаца, искренне удивляется: “О, а я и не подумал!”
Анализируя тенденцию более внимательно и сравнивая результаты этих абитуриентов с баллами по языкам, мы пришли к выводу, что есть и иная причина. Оказалось, нынешнее поколение плохо читает: как только в задании присутствует значительная часть текста, даже сильные абитуриенты порой не понимают его смысла. Вероятно, современный выпускник настолько привык пользоваться электронными средствами получения информации, что затрудняется уловить суть печатного слова!

Если газеты реже пишут об уловках абитуриентов, значит, молодые люди стали более дисциплинированными?

Действительно, два года назад “НГ” не раз рассказывала, как абитуриенты пытались воспользоваться шпаргалкой, подсказкой или вообще отправить вместо себя на испытание другого человека. Минувшим летом таких сюжетов стало намного меньше.
— Уровень сознательности абитуриентов зависит от того, как будут организованы испытания, — объясняет Николай Феськов. — Поскольку мы повышаем требования, количество нарушений уменьшается. Вряд ли это означает, что во взрослую жизнь вступает новый школьный выпуск с совершенно по-иному сформированными взглядами. По этой причине организаторы заинтересованы в сохранении прежних функций Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний.
Я больше не буду акцентировать внимание прессы на нарушениях, попытках схитрить или угадать. Иначе получается, что герои централизованных испытаний — те, кто, не решив ни одной задачки, вывел жалобную надпись “Помогите. Не хочу в армию!”. Мы в этом году сознательно не обнародовали подобную информацию, чтобы не формировать ложное представление о процессе испытаний. Зато всей стране стали известны имена Екатерины Якубенок и Татьяны Дятловской — абитуриенток, которые получили по два стобалльных сертификата.

Правда ли, что выпускнику сельской школы поступить легче, чем горожанину?


То, что правила приема в вузы предусматривают раздельный конкурс для выпускников городских и сельских школ, ни для кого не секрет. То есть количество мест делится между горожанами и сельчанами пропорционально количеству поданных заявлений.
— Если судить по среднему баллу централизованных испытаний, то выпускники сельских школ в нынешнем году были немного сильнее своих городских ровесников по географии, — отмечает Николай Феськов. — По остальным предметам они незначительно отстают от горожан. В целом результаты испытаний свидетельствуют о качественной организации учебного процесса в сельских школах. Я не разделяю мнение одного из ведущих телевизионного ток-шоу о том, что эта льгота создает более благоприятные условия для сельских выпускников. По многим специальностям престижных вузов конкурс среди сельчан выше, чем среди городских абитуриентов.

В тему

Курс — на поступление

Подготовкой абитуриентов к централизованному тестированию сегодня занимаются многие: вузы и ссузы, школьные факультативы, негосударственные образовательные центры и репетиторы.

Будущим студентам надо избавиться от родительского предубеждения: готовиться надо непременно в том вузе, в который хочешь поступать. С введением централизованного тестирования это утратило смысл: хороший учитель-предметник сейчас может дать выпускнику больше, чем доктор наук из престижного вуза. Ведь все задания тестов выдержаны в рамках программы вступительных испытаний для поступающих в вузы.
Подготовительные курсы бывают вечерние и заочные. Вечерние проводят занятия два-три раза в неделю, обычно во второй половине дня. Размер оплаты зависит от их продолжительности: обычно это от нескольких недель до 7—9 месяцев. Семимесячные очные курсы в государственном вузе обходятся примерно в 280 тысяч рублей за предмет, трехмесячные — чуть больше 100 тысяч. Есть резон прислушаться к совету вчерашних абитуриентов: если проходить подготовку по всем трем предметам централизованного тестирования в одном учебном заведении, можно сэкономить несколько десятков тысяч рублей. В группах занимается 20—25 абитуриентов.
Индивидуальная подготовка абитуриентов — это занятия в группах по 3—5 человек. Ее стоимость примерно втрое выше, чем занятия в группах, но на порядок ниже, чем тренировки с репетитором.
Хорошие курсы — те, которые начинаются с внутреннего тестирования и ставят целью определить слабые места подготовки будущих студентов. На таких занятиях не “натаскивают” для решения задач централизованного тестирования, а повторяют всю программу, особо пристальное внимание уделяя белым пятнам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter