Готовность №1

Основные  задачи,  которые  ставила  перед  собой  система  образования  Беларуси  при  подготовке  к  новому  учебному  году,  выполнены «Ход подготовки объектов образования к новому учебному году – на постоянном контроле Минобразования, облисполкомов и Мингорисполкома, других заинтересованных органов госуправления, — отметил заместитель министра образования Борис Иванов. – На 20 августа подписаны паспорта готовности более чем 3,6 тысячи общеобразовательных школ, что составляет 95,1 % от их общего числа». Сегодня эта процедура должна быть полностью завершена. Как рассказал Борис Иванов, в 2007/08 учебном году в стране будут функционировать более 8,6 тысячи учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в которых будут обучаться 2,24 миллиона человек. Впервые за школьные парты общеобразовательных учреждений страны сядут свыше 90 тысяч первоклассников. Всего же в новом учебном году там будут обучаться около 1,156 миллиона школьников, что примерно соответствует уровню прошлого года. Как «Р» писала ранее, перед началом учебного года в стране была проделана значительная работа по ремонту имеющейся образовательной базы и строительству новых объектов. Так, на капремонт объектов учреждений образования в этом году было запланировано более 300 миллиардов рублей. По данным на 1 августа, отремонтировано 916 зданий общеобразовательных школ, 185 детских дошкольных и 87 внешкольных учреждений, 142 ПТУ. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005—2010 годы в текущем году новый облик обретут 410 объектов образования, 246 из которых – школы.

Основные  задачи,  которые  ставила  перед  собой  система  образования  Беларуси  при  подготовке  к  новому  учебному  году,  выполнены

«Ход подготовки объектов образования к новому учебному году – на постоянном контроле Минобразования, облисполкомов и Мингорисполкома, других заинтересованных органов госуправления, — отметил заместитель министра образования Борис Иванов. – На 20 августа подписаны паспорта готовности более чем 3,6 тысячи общеобразовательных школ, что составляет 95,1 % от их общего числа». Сегодня эта процедура должна быть полностью завершена.

Как рассказал Борис Иванов, в 2007/08 учебном году в стране будут функционировать более 8,6 тысячи учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в которых будут обучаться 2,24 миллиона человек. Впервые за школьные парты общеобразовательных учреждений страны сядут свыше 90 тысяч первоклассников. Всего же в новом учебном году там будут обучаться около 1,156 миллиона школьников, что примерно соответствует уровню прошлого года.

Как «Р» писала ранее, перед началом учебного года в стране была проделана значительная работа по ремонту имеющейся образовательной базы и строительству новых объектов. Так, на капремонт объектов учреждений образования в этом году было запланировано более 300 миллиардов рублей. По данным на 1 августа, отремонтировано 916 зданий общеобразовательных школ, 185 детских дошкольных и 87 внешкольных учреждений, 142 ПТУ. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005—2010 годы в текущем году новый облик обретут 410 объектов образования, 246 из которых – школы.

Что касается строительства, на 120 запланированных объектов образования выделено более 218 миллиардов рублей. К началу учебного года двери для ребят откроют 12 образовательных новостроек, среди которых 8 школ более чем на 3,4 тысячи ученических мест. Одна из них – столичная новостройка — школа № 175 на 720 мест в микрорайоне Сухарево-4. 

Одновременно в школах реализовывались мероприятия, направленные на повышение уровня противопожарной защиты. В текущем году на эти цели из различных источников затрачено более 7 миллиардов рублей. Недостатки, создающие реальную угрозу возникновения ЧС, по словам заместителя министра, были устранены. 

В числе основных задач, которые при подготовке к новому учебному году ставила перед собой  система образования, — обновление нормативно-правовой базы, учебно-методического и технического обеспечения образовательного процесса, совершенствование кадровой политики, укрепление материально-технической базы учебных заведений, совершенствование идеологической и воспитательной работы. И, как отметил заместитель министра, большая часть этих задач выполнена. 

Как заверил Борис Иванов, сегодня можно с полной уверенностью говорить, что школы и дошкольные учреждения будут полностью обеспечены национальными учебниками и учебными пособиями к началу учебного года. Из запланированных к изданию в 2007/08 учебном году более 140 наименований уже издано 128, как правило в виде учебно-методических комплексов. К слову, УМК — особенность современного учебного книгоиздания. Усилия специалистов направлены на создание национального электронного учебника. Всего в учебном процессе используется более 1300 наименований учебников для дошкольных и общеобразовательных учреждений. 

Кстати, к новому учебному году с целью устранения перегрузки учащихся внесены изменения в предметные и образовательные стандарты. В итоге обязательный учебный материал сократился на 20 %. Без сбоев организована доставка учебников через сеть организаций УП «Глобус». 

Активизирована работа по подготовке и изданию учебной литературы для учреждений профессионального образования. За год к началу нового учебного года с грифом Минобразования для них издано 24, для среднего специального образования — 22, высшего образования — 163 учебника и учебных пособия. В этом году впервые издается пособие для выпускников школ «Беларусь – страна твоего будущего» в электронной версии. «При этом было бы неплохо, — отметил Борис Иванов, — если бы на рынке книжной продукции Беларуси появилось больше книжек для малышей». 

Сложившаяся сеть учебных заведений в стране востребована, заверил заместитель министра. Этому способствует и постоянно проводимая работа по их реструктуризации и оптимизации. Итогом такой работы стало создание 162 гимназий, 37 лицеев общего среднего образования, 74 профессиональных лицеев и 56 ПТК, 73 средних и 3 высших колледжей и т.д. Завершается реорганизация 148 общеобразовательных учреждений. Так, на базе 22 школ к 1 сентября откроются гимназии, в том числе 13 – в сельской местности. Конечная цель этих преобразований, по словам Бориса Иванова, улучшение условий для получения качественного образования, внедрения здоровьесберегающих и обучающих технологий, формирование гармоничной и всесторонне развитой личности. Обеспечить доступ к знаниям для сельского школьника призвана также программа «Школьный автобус», в рамках которой в этом году приобретено 96 автобусов (при плане 76). 

«Сегодня каждому ребенку предоставлена возможность получения качественного дошкольного образования, ориентированного на потребности семьи, а также психологической, медицинской и социальной поддержки», — рассказал замминистра. Процент охвата дошкольным образованием ежегодно увеличивается и составляет более 84 %. А вот охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе и вовсе стопроцентный. Однако, по словам Бориса Иванова, в последние годы в связи с ростом рождаемости зачастую возникают проблемы с определением детей в дошкольные учреждения по месту жительства. Особенно это касается микрорайонов-новостроек. «Очевидно, что в таких случаях необходимо четкое взаимодействие местных исполнительных и распорядительных органов, проектных и строительных организаций по обеспечению своевременного строительства объектов образования в местах массовых застроек, — отметил он. — Наряду с этим необходимо рассмотреть возможность возврата ранее перепрофилированных или переданных под другие цели зданий и помещений». 

Говоря о проблемах дошкольных учреждений, специалист упомянул о необходимости усиления там медицинского обслуживания детей, поскольку лишь каждый пятый из тех, кто приходит в эти учреждения, относится к 1-й группе здоровья. 

Поднимая вопрос кадров в системе образования, Борис Иванов отметил, что текучесть падает. Так, в этом году она составляла всего 3 % (3,4 % в прошлом). А вот уровень подготовки по сравнению с прошлым годом напротив возрос: высшее образование имеют 86,9 % преподавателей (85,8 %). В то же время замминистра отметил, что уровень оплаты пока не является стимулирующим фактором для привлечения молодых учителей, особенно учителей-мужчин. На сегодняшний день большинство преподавателей общеобразовательных учреждений образования Беларуси — женщины, их 84,1 % (соответственно лишь 15,9 % — мужчины). 

С повышением кадрового потенциала растет качество белорусского образования. Так, только в минувшем учебном году на международных олимпиадах награды различных категорий завоевали 23 школь­ника. Студентами 1-го курса вузов в этом году стали свыше 85 тысяч ребят. Вместе с тем, по словам Бориса Иванова, оценивать работу школ необходимо не только по количеству поступивших, но и по критериям подготовленности выпускников к реалиям жизни. 

На снимке: ремонтом книг заняты шестиклассницы шумилинской средней школы №2 Вика СОЛОВЬЕВА и Елена ЖИЖОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter