Готов ли «Hugo Boss» шить в Беларуси?

Авторские коллекции — на Восток, а давальческие заказы — на Запад. Именно такая схема работы поможет белорусским швейникам добиться наилучших результатов, считают эксперты

Авторские коллекции —   на Восток, а давальческие заказы — на Запад. Именно такая схема работы поможет белорусским швейникам добиться наилучших результатов, считают эксперты

Выбор предметов  гардероба всегда предполагает индивидуальный подход, который зависит не только от веяний моды, но и от менталитета, характера человека, его настроения в момент совершения покупки… 

Собственная манера одеваться характерна людям, принадлежащим к одному социуму, например, жителям конкретного города, сотрудникам той или иной компании, людям, связанным семейными отношениями. В то же время швейный бизнес в мировом масштабе уже охвачен глобализацией. «Мир сегодня открыт для свободной торговли, и это оказывает серьезное влияние на рынок одежды», — говорит Сонотад Топпер, консультант крупнейшей международной отраслевой выставки (г. Дюссельдорф, Германия). 

Что это значит для белорусских швейников? Эксперты рынка советуют обратить особо пристальное внимание на возможность привлечения давальческих заказов западных фирм. Сегодня многие из них, разочаровавшись в китайском «чуде», вновь возвращаются в Восточную Европу, присматриваясь и к Беларуси. Например, компания «Hugo Boss» уже построила свой завод в Польше и усиливает свое представительство в Западной Украине, Болгарии… 

В последние годы о сокращении доли давальческих заказов в общем объеме производства предприятий концерна «Беллегпром» принято говорить как о серьезном экономическом достижении. И рациональное зерно здесь, конечно, имеется. Но практика показывает, что сделать ставку на собственную торговую марку и преуспеть могут далеко не все. Один из удачных примеров — опыт компании «Милавица», которая свела пошив для сторонних фирм практически до нуля (было время, когда доля давальческих заказов «зашкаливала» за 70 % от объемов производства). Да и так ли важна торговая марка, если более чем из 100 предприятий, входящих в концерн «Беллегпром», даже отечественный потребитель едва вспомнит десяток брендов. Давальческие заказы, как правило, менее рентабельны, чем продажа собственных коллекций, но и преимущества их вполне очевидны. С одной стороны, это возможность загрузить мощности и сохранить рабочие места. С другой — реальный шанс изучить современные технологии, требования западных покупателей к ассортименту и качеству, повысить профессиональный уровень сотрудников. И между делом ознакомить фирму-партнера со своими техническими возможностями. Многие предприятия из Восточной Европы, начиная с пошива по заказам других фирм, прокладывали дорогу собственным коллекциям. Как рассказал Сонотад Топпер, одна украинская фирма 3 года назад начала регулярно экспонироваться на выставке в Германии, предлагая изначально свои услуги по пошиву. Сегодня в ее поставках на рынок Западной Европы 90 % занимает продукция под собственной торговой маркой. Подобный опыт имеют и некоторые белорусские швейники. 

Шансов приехать и сразу же покорить западный рынок с собственными коллекциями у предприятий из Восточной Европы практически нет, считает консультант из Германии. И делает оговорку: сегодня разве что производители нижнего белья могут рассчитывать на быстрое признание, и то при наличии собственных представителей. В то же время к востоку от Беларуси — огромный российский рынок, о котором, по его словам, «мечтают все», и здесь наши торговые марки вполне конкурентоспособны. Несколько статистических выкладок вполне ярко демонстрируют возможности российских потребителей: в стране 43 города с населением более 500 тысяч человек, при этом около 10 миллионов семей имеют доход более одной тысячи евро, из которого, как минимум, десятую часть тратят на одежду. 

Кроме того, в странах Восточной Европы схожие подходы к производству швейных изделий, несколько отличные от принятых в Западной Европе. У нас, как правило, сначала разрабатывают коллекцию, запускают ее в производство и затем начинают искать заказчиков. В той же Германии выпуск и продажа коллекций по времени практически совпадают, т.е. заказчиков местные фирмы начинают искать еще до начала массового производства. Западные компании, кстати, вынуждены менять свой ассортимент примерно 12 раз в год, оставляя в постоянном «активе» лишь классику, востребованную во все времена. Как правило, наиболее быстрая смена имиджа характерна для так называемых speed-коллекций (от англ. speed — скорость). Неповторимые образы создают дизайнеры и в специальных коллекциях, выпускаемых к определенным праздникам. 

Какие тенденции характерны сегодня для мирового рынка одежды? Несмотря на некоторую избитость, мысль о необходимости чаще смотреть на конечного потребителя и уметь быстро воплощать его потребности в модных коллекциях приобретает все большее значение. По словам Сонотада Топпера, за последние 2—3 года технологии продаж модной одежды очень сильно изменились под влиянием Интернета. Кроме того, долгие десятилетия фирмы имели своих единоличных хозяев, которые и определяли производственную политику. Сейчас ситуация иная: все чаще предприятиями по пошиву одежды интересуются хедж-фонды — покупают, быстро повышают качественный уровень производства и маркетинга, а потом продают. По большому счету, швейный бизнес теряет свою индивидуальность… 

В условиях высокой конкуренции на рынке западные компании вынуждены были в последние годы значительно сокращать персонал. Следующим шагом к оптимизации стала передача на аутсорсинг ряда функций, в том числе и производственных. Именно поэтому так привлекательны технические возможности Беларуси для западных производителей одежды. Например, в Германии затраты на производственную минуту составляют примерно 70 центов, а при переносе производства в Восточную Европу они снижаются до 12 центов. В числе актуальных для западного рынка задач — оптимизация логистических схем, дальнейшее совершенствование технологий продаж. Ради сохранения конкуренто­способности европейские компании готовы поделиться заказами и с белорусами. Но при условии, что технический уровень коллег вполне способен удовлетворить весьма искушенных сегодня потребителей одежды. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter