Госзакупки – под контроль.

Воровство бюджетных средств в этой системе России ежегодно составляет до 1 трлн рублей.  

Одно из направлений на переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию – вопросы регулирования госзакупок, осуществляемых органами государственной власти за счет средств соответствующих бюджетов, и присоединения России к Соглашению о государственных закупках (Government Procurement Agreement). Госзакупки решают не только задачу текущего обеспечения деятельности органов государственной власти, но и являются одним из мощных и эффективных инструментов государственной политики.

Названное соглашение направлено на снятие ряда ограничений на международную торговлю на рынках государственных заказов или, по крайней мере, на снижение их негативных последствий. Объем госзакупок в странах с рыночной экономикой составляет обычно 10–15 процентов ВНП, в России (по разным оценкам) – 6–8 процентов ВНП и имеет тенденцию к росту.
Мировая практика выработала достаточно надежный инструмент решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией – законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов), направленное на жесткое ограничение государственных чиновников в выборе механизма приобретения товаров и услуг. Так, в США правила федеральных закупок представляют собой документ объемом несколько тысяч страниц.
Через механизм государственных закупок можно: обеспечивать развитие рынков или сохранять конкурентную среду; поддерживать определенные регионы или группы населения, а также субъекты рынка; проводить социальную, экологическую и прочие виды государственной политики. Поэтому проблемы организации государственных закупок всегда актуальны.
Что происходит в России в этой сфере? По данным контрольного управления Президента РФ, на конец 2010 года на рынке госзакупок расходы составляли до 5 трлн рублей бюджетных средств, из них 1 трлн рублей фактически был разворован чиновниками и недобросовестными коммерсантами, несмотря на имеющееся, как кажется многим, эффективное законодательство.
Принятие и применение в России Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) привели к тому, что госзакупки в принципе состоялись как институт. Однако упрощенное представление об экономической реальности, положенное в основу Закона, породило серьезные проблемы для добросовестных госзаказчиков и поставщиков, а практика его правоприменения продемонстрировала существенные несовершенства.
Разработчики данного Закона стремились к созданию универсальной, легко управляемой и легко контролируемой системы государственных закупок. Однако удобный для регулятора набор простых процедур применительно ко всем закупкам, включая технически сложные, инновационные и уникальные товары, работы и услуги, обернулся серьезными проблемами и издержками.
Проблемы, выявившиеся в ходе применения новой системы регулирования закупок, повлекли за собой активное изменение Закона. В результате внесения множества поправок федеральный закон превратился в очень сложный и внутренне непоследовательный нормативный акт.
В таких условиях влиятельные госзаказчики, используя возможности административного торга, добиваются исключительного положения для своих закупок. Остальные обречены на поиски обходных путей. Говоря откровенно, Закон превратился в лазейку для неэффективной работы.
Специалисты выделяют следующие направления совершенствования законодательства о госзакупках. Во-первых, необходимо создать комплексную систему управления рисками госзакупок. Во-вторых, необходимо сбалансировать цели регулирования относительно конечной эффективности закупок.
В-третьих, требуется гармонизация прав и ответственности поставщика и госзаказчика. А также необходим учет тех издержек, которые все участники торгов несут в связи с соблюдением процедур Закона.
Власти в какой-то степени увидели эту проблему, и недавно была проведена очередная попытка усовершенствования законодательства в системе госзакупок. Президент России Дмитрий Медведев подписал поправки в Закон. Госдума одобрила документ 11 апреля, а Совет Федерации – 13 апреля текущего года. Так что в перспективе система госзакупок обещает стать более совершенной и менее коррупционной.
А пока Генеральная прокуратура выявляет нарушения закона при госзакупках в ряде федеральных ведомств. Причем, как говорится в докладе генпрокурора РФ Юрия Чайки, с которым он выступил в Совете Федерации 27 апреля, «нарушения закона выявлялись практически на всех стадиях закупочной деятельности, включая организацию и проведение торгов, заключение контрактов и их исполнение». В числе нарушителей оказались как государственные и муниципальные заказчики, так и участники размещения заказов –  поставщики, исполнители, подрядчики.
Ну что же, поправки в очередной раз внесены. Будут ли они работать, покажет время. И если воровство бюджетных средств при госзакупках останется хотя бы на уровне 1 трлн рублей и не будет возрастать, то это уже будет значить, что начало пути по совершенствованию системы госзакупок в России найдено. А далее… предстоит ее совершенствование.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter