Щекин: религиозный мир - это проявление высокой степени мудрости народа, зрелости нации и государственной состоятельности

Государство и церковь. Уважительный диалог

Сегодня очевидно, что церковь интенсивно вырабатывает свою линию поведения в глобальном мире. Прежде всего, это связано с сохранением неизменной ее роли — оплота национальных традиций и ценностей. И понимание того, что церковь естественным образом отстаивает свои интересы через персоналистические механизмы, не должно обесценивать ее вклад в мировую историю. Сама по себе тема требует деликатности, большого объема знаний, чувства меры. Любая трансформация общества влечет за собой стремление чаще обращать свой взор к религии и к церкви как социальному институту. Поликонфессиональность в Беларуси — великое достижение исторической практики и философского осмысления.


Наша страна в своем государственном строительстве всегда придерживалась, с одной стороны структурированности по отношению к церкви, а с другой, разделяла с ней поле государственных интересов. Беларусь одна из немногих стран в мире, которая смогла найти баланс этих интересов, выразившийся в конструктивном диалоге. Однако и смещение некоторых акцентов в мировой политике, которая стала более чем взрывоопасной, и превращение карты мира в мировую карту боевых действий говорит о том, что церкви необходимо совместно с государством выкристаллизовывать новую парадигму сосуществования.
Сама тема настолько по смыслу глубинна, что немногие из действующих мыслителей, ученых и политических деятелей могут системно проанализировать вопросы, связанные с диалогом церкви и государства. Есть определенная нехватка ресурса и кадрового научного потенциала в данном исследовательском направлении. Мною как ведущим ученым в этой области в докторской диссертации были предложены как новое направление в социальной философии, так и конкретные механизмы и сценарии диалога церкви и государства на перспективу, положительно оцененные более чем 30 докторами наук.
Впрочем, потенциал церкви неисчерпаем настолько, насколько неограничен временной лаг государства.

Президент в 90‑е годы с учетом становления суверенного государства определил диалог с церковью и обозначил критерии сотрудничества. Именно тогда была найдена первая в стране и на постсоветском пространстве стратегия диалоговой площадки: церковь и государство. К слову сказать, сам договор является уникальным, так как в нем обусловлены все возможные формы и векторы взаимодействия с учетом исторических традиций. Знаю, что договорной процесс (конкордат) идет и с Ватиканом. Движение непростое, оно предполагает двустороннее направление. Но у государства главные обязательства — перед своим народом, белорусским обществом. И это должны понимать все участвующие в диалоге с ним.
Так, например, НАН Беларуси в 2003 году подписала с БПЦ бессрочный договор, который заложил новую историософскую традицию в независимой Беларуси: социальная корреляция веры в науку и веры в Бога.
Государство взяло на себя высокие обязательства. Поэтому невозможно представить, чтобы у нас появились такие пасквили, как во французском журнале Charlie Hebdo, олицетворяющем верх цинизма над разумом и чувством веры человека. Но самым пагубным является то, что в руках политических авантюристов и с молчаливого согласия мировых политических элит и глав европейских государств это превращается в инструментарий развязывания национально‑этнических и религиозных войн. И подобные случаи на Западе участились. В области веры и религии мы наблюдаем ренессанс язычества и Средневековья в худших проявлениях: узаконенную и прикрытую толерантностью скрытую инквизицию, ценностный ревизионизм. Очевидно, что европейцы разыгрывают карту религиозного разлома мирового сообщества. Ярким примером является Украина, погрязшая в религиозных распрях. К сожалению, и в нашей стране в последнее время находятся силы, которые предпринимают шаги по раскручиванию спирали вражды на религиозной почве, а также целенаправленно действуют в русле столкновения государственно‑церковных интересов. Как показало время, за ними стоят некоторые круги политических элит восточноевропейских стран и спецслужб, в том числе религиозных институтов.
Религиозный мир — это проявление высокой степени мудрости народа, зрелости нации и государственной состоятельности. Любое желание соприкоснуться с верой в нашей стране неотделимо от конституционных прав и свобод.
Но, как говорится, кесарю кесарево, а Богу Богово. Альтернативщики на западные гранты предпринимают попытки превратить храм в театральные подмостки, а церковь и в целом религию — в резервацию, растоптав свободу личности. Это недопустимо. Общество и любой гражданин должны знать, что государство всегда выступит в роли гаранта безопасности религии и церкви. Таково веление времени. В свою очередь, считаю, что и представители церкви любой конфессии несут высокую меру ответственности не только за приход и прихожан, но и за общенациональные интересы. Стремительное переформатирование мирового порядка глобальными игроками требует от церкви взвешенности в своих поступках и ментального ощущения своей сопричастности к судьбе белорусского государства. Христианство, буддизм, иудаизм, ислам, конфуцианство и многие другие религии и конфессии — это мировое и историческое наследие, без которого процесс расчеловечения необратим.

Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук, доцент.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter