Государственный секретарь Совета Безопасностигенерал-полковник Леонид Мальцев:

Территориальная оборона в системе национальной безопасности

Территориальная оборона в системе национальной безопасности

 

Система территориальной обороны Беларуси начала создаваться 10 лет назад. Это был период смелых экспериментов, научных исследований и учений, позволивших обосновать наиболее перспективные направления военного строительства, укрепления обороноспособности страны, в том числе путем создания принципиально новой системы территориальной обороны.


Уже в 2002 году в ходе оперативно–тактического учения «Березина–2002» впервые были отработаны практические действия территориальных войск в Борисовском районе.


События, происходящие в мире на протяжении последних лет, лишь подтверждают правомерность принятых тогда решений.


Почему потребовалось создавать новую систему территориальной обороны именно на рубеже ХХI века?


Прежде всего потому, что изменились сущность войны и содержание вооруженной борьбы.


Современная война — это уже не вооруженное противостояние, о котором мы знаем из учебников по военной истории, литературы и художественных фильмов.


События последних двух десятилетий наглядно демонстрируют нам примеры так называемой войны без правил, когда первоочередными объектами поражения становятся даже не сами вооруженные силы, их личный состав, техника и вооружение, а инфраструктура государства, людские ресурсы, обеспечивающие ее бесперебойное функционирование.


Важнейшей особенностью современной войны является также широкое применение террористических методов борьбы. Иногда террор называют оружием слабых. Но, как считают ученые, например американский философ, профессор Массачусетского технологического института Ноам Хомский, террор является орудием сильных, о чем подробно изложено в его книге «Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству».


Уже в середине прошлого века военные теоретики предвидели, что новые способы вооруженной борьбы значительно трансформируются и будут представлять из себя не что иное, как «мятежевойну». Именно так был определен новый тип войн в частности Е.Э.Месснером. В работе «Мятеж — имя третьей всемирной» он предсказал будущую форму неклассического противоборства: «Много происходит в мире непонятного, если смотреть через призму устаревших понятий о войне; но взгляд через новую призму — мятежевойны — пояснит многое. Тогда мы перестанем называть криминальными происшествиями стратегические действия в рамках мятежевойны. Надо перестать называть беспорядками то, что является оперативными и тактическими эпизодами мятежевойны...»


Нет единой линии фронта, необычайно рассредоточены силы и средства при одновременном охвате огромных территорий. Противника нет, но он везде, он способен проявлять уникальную изощренность в нанесении избирательных ударов по жизненно важным центрам.


Новый взгляд на обеспечение военной безопасности заключается и в том, что в будущем основная угроза может исходить не только от регулярных армий, но и от всевозможных криминальных и других экстремистских организаций, участники которых объединены в некие сетевые структуры. Последние получили название «сегментированная, полицентрическая, идеологизированная сеть» (Segmented, Роlусеntric, Ideologically integrated Network — SPIN). В условиях действия подобных угроз акцент делается на проведение невоенных в обычном понимании этого слова операций (Operation Other Ther War).


Примечательно то, что знаменитое «иду на вы» незаметно превратилось в анахронизм. О начале войны никто не объявляет, ведь время начала боевых действий по своей сути является лишь очередным этапом уже развязанной агрессии, представляющей собой информационно–психологическую экспансию на сознание населения страны — объекта нападения. С использованием современных технологий, приемов и способов управления массами обществу навязывается утверждение о справедливых целях войны, день за днем, час за часом внедряется код, в котором агрессор выступает освободителем. В котором власть не способна защитить свой народ, и только помощь извне приведет его страну к светлому будущему. В этих условиях переход от мира к войне проходит практически незаметно. Осознание катастрофы приходит только тогда, когда начинают гореть дома, гибнут люди, останавливается транспорт, нет воды, электричества и тепла, когда «освободители» цинично и планомерно уничтожают все то, что еще недавно называлось благополучием.


И в этих условиях агрессор ведет войну прежде всего с населением выбранного им противника как ресурсом, обеспечивающим оборонительные действия. Соответственно в такой войне отсутствие у человека оружия в руках, отсутствие его принадлежности к военизированным формированиям абсолютно не является гарантией неприкосновенности как лично для него, так и для его родных и близких, имущества, дома, где проживает его семья, предприятия, где он трудится.


Поэтому вполне закономерно, что благополучие каждого гражданина напрямую зависит от его умения, способности и готовности защитить свою семью, свой дом, свой населенный пункт, то есть всего того, без чего невозможна полноценная жизнедеятельность.


Не случайно в данном аспекте заслуживают внимания и граждане, имеющие свой бизнес, свое коммерческое дело, что является базисом благополучия лично их и их семей. В этом отношении была бы нелогичной схема, в которой владелец частного бизнеса занимал бы пассивную позицию в обеспечении его же безопасности, перепоручая это дело другим людям.


Уже сегодня в сфере малого и среднего бизнеса работают около 1,5 миллиона человек, или почти треть экономически активного населения страны. Эта сфера дает около 20% ВВП. Каждый год удельный вес малого и среднего предпринимательства в ВВП увеличивается примерно на один процентный пункт. Государство поставило задачу довести к 2015 году этот показатель до 30%.


Таким образом, крупные, средние и малые предприятия, холдинги, концерны частного бизнеса являются неотъемлемой частью экономической сферы национальной безопасности, а, следовательно, в угрожаемый период и военное время они, как и предприятия государственного сектора экономики, становятся в числе объектов первоочередного поражения, в том числе диверсионными силами и средствами.


Вполне естественным является то, что защита этих объектов как основных средств обеспечения благополучия в первую очередь входит в сферу приоритетных интересов бизнесмена, его семьи, рабочего персонала. Именно территориальная оборона является формой реализации этих интересов, а личное участие в защите своего объекта этими лицами является гарантом успешного выполнения задач территориальной обороны.


При всем вышеописанном необходимо подчеркнуть, что система территориальной обороны является идеальным олицетворением конституционного положения, определяющего народ как единственный источник государственной власти и носитель суверенитета государства. При этом народ доверяет власти руководство обороной страны, а власть, вручая в руки народа оружие, — опирается на его надежность в деле защиты Отечества. Здесь не может быть места каким–либо внутриполитическим амбициям и социальному расслоению. Такой конгломерат является залогом непобедимости государства в любом противостоянии.


Кстати, большинство стран наряду с регулярными армиями имеют в боевом составе военного времени территориальные войска. Примером могут быть Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Литва, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Швеция, Финляндия и многие другие. Граждане этих стран традиционно гордятся своей принадлежностью к этим войскам, а участие в плановых мероприятиях боевой подготовки воспринимают как почетные право и обязанность.


В большинстве государств именно на территориальные войска возлагаются задачи прикрытия мобилизационного развертывания вооруженных сил, охрана стратегических объектов и элементов военной и гражданской инфраструктуры, собственно ведение территориальной обороны.


Конечно, уместен вопрос: не пытаемся ли мы переложить традиционные функции Вооруженных Сил только на территориальную оборону?


Нет, не пытаемся. Территориальная оборона, наоборот, способствует освобождению армии от выполнения несвойственных ей задач, которые придется однозначно решать при введении военного положения и военных действий. Например, задачи по охране коммуникаций.


Кроме того, совершенно неверно считать, что в современных условиях полностью изживают себя регулярные вооруженные силы.


Отдельные доморощенные «военные теоретики» впадают в явные крайности, заявляя, с одной стороны, что современная война якобы носит полигонный характер, а значит, впору чуть ли не сдаваться самопровозглашенному мировому лидеру, с другой — предлагают все сводить только к подготовке к ведению сетевой войны аналогичными специфическими сетевыми структурами. Например, в книге Мартина Ван Кревельда «Трансформация войны» сказано, что в будущем войны будут вести не армии, а группы, членов которых мы сегодня называем террористами. Соответственно единственным путем возродить способность страны вести войну может стать роспуск существующих вооруженных сил. «Армии будут заменены специальными силами безопасности полицейского типа, с одной стороны, и бандами головорезов — с другой...»


Автор ряда книг о войнах «шестого поколения» В.И.Слипченко вообще предлагал передать сухопутные войска пограничным и внутренним войскам.


Но эти идеи далеко не отражают всей совокупности мер для парирования вызовов и угроз безопасности ХХI века.


В Беларуси созданы Вооруженные Силы, которые способны решать задачи по обороне государства от агрессивных посягательств извне комплексно, качественно, профессионально. Для этого у них есть все необходимое.


Одновременно в системе обеспечения военной безопасности важная роль отведена территориальной обороне.


Глава государства подчеркнул, что именно «системная подготовка территориальных войск послужит хорошим подспорьем для дальнейшего развития военного потенциала государства, усилит значимость Вооруженных Сил, которые должны играть ключевую роль в обеспечении безопасности страны».


Соответственно территориальные войска не подменяют Вооруженные Силы, а их роль в обеспечении обороноспособности государства вполне можно охарактеризовать формулой — «не вместо, а вместе».


Тем более что именно территориальная оборона в наибольшей степени реализует на практике то очевидное положение, что армии выигрывают сражения, войны же выигрываются только народами. Вся наша история — тому наглядное подтверждение.


Вполне закономерно, что в Конституции закреплено положение: «Защита Республики Беларусь — обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь».


В Концепции национальной безопасности данное положение максимально конкретизировано. Впервые национальные интересы Республики Беларусь рассматриваются как баланс интересов личности, общества и государства. Именно этот баланс предусматривает непременное участие граждан в обеспечении безопасности своего государства. В концепции закреплено положение о том, что граждане участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей, в том числе исполнения священного долга по защите Республики Беларусь.


Соответственно на первом месте среди мер по подготовке страны к обороне стоит развитие в обществе патриотизма, воспитание у граждан чувства ответственности за защиту Отечества.


Эти положения в полной мере соответствуют нормативным актам, регламентирующим организацию территориальной обороны Республики Беларусь, важнейшим из которых является Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2011 года «Об утверждении Положения о территориальной обороне Республики Беларусь».


Территориальная оборона является важнейшей составной частью мероприятий, осуществляемых в соответствии с Планом обороны страны.


Ее целями являются:


придание обороне государства всенародного характера;


повышение возможностей военной организации государства по защите суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;


создание условий для устойчивого функционирования государственных органов и организаций, экономики, объектов инфраструктуры и жизнедеятельности населения Республики Беларусь при возникновении военной угрозы и в военное время.


Важнейшими задачами территориальной обороны являются:


охрана и оборона объектов;


выполнение отдельных боевых задач совместно с соединениями и воинскими частями Вооруженных Сил при отражении акта вооруженной агрессии;


борьба с десантно–диверсионными силами и незаконными вооруженными формированиями;


ведение вооруженной борьбы на временно оккупированной противником территории;


участие в усилении охраны участков Государственной границы Республики Беларусь;


участие в ликвидации последствий применения противником оружия;


участие в выполнении мероприятий по обеспечению поддержания режима военного положения и других мероприятий по обороне Республики Беларусь.


Для выполнения этих задач сформированы силы территориальной обороны, к которым относятся территориальные войска, а также специально выделяемые в соответствии с законодательством для решения задач территориальной обороны соединения, воинские части внутренних войск Министерства внутренних дел, территориальные органы внутренних дел, военизированная охрана организаций, находящихся на соответствующей территории.


Непосредственно территориальные войска организационно состоят из воинских частей и подразделений. Структура и численность войск утверждаются Президентом.


Развертывание территориальных войск происходит только в угрожаемый период, как и развертывание всех Вооруженных Сил, осуществляющих необходимые мобилизационные мероприятия в случае реальной военной угрозы. «Территориалы» выполняют боевые задачи на той же местности, где они постоянно проживают, их обеспечение возлагается на местные органы власти.


Соответственно система территориальной обороны не влечет значительного расходования средств и является наиболее экономичным способом поддержания обороноспособности государства.


Общее руководство территориальной обороной осуществляет Президент Республики Беларусь — Главнокомандующий Вооруженными Силами.


В системе управления территориальной обороной важную роль играет Генеральный штаб Вооруженных Сил, который с введением военного положения выполняет функции исполнительного органа Совета Безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами. В военное время Генеральный штаб по поручению Президента Республики Беларусь обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства.


Именно Генеральный штаб организует территориальную оборону и координирует деятельность государственных органов и иных организаций, а также Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по выполнению задач территориальной обороны в мирное и в военное время.


Подготовка и ведение территориальной обороны основываются на принципах:


территориально–зонального построения территориальной обороны;


единства республиканского, военного и местного управления;


административно–территориальной подготовки и ведения территориальной обороны;


поддержания постоянной готовности органов управления, системы обеспечения территориальной обороны к формированию территориальных войск и развертыванию территориальной обороны;


тесного взаимодействия между государственными органами и органами военного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями при подготовке и ведении территориальной обороны;


сочетании централизованного и децентрализованного управления;


автономности действий сил территориальной обороны в административно–территориальных границах.


Таким образом, территориальная оборона строится по административно–территориальному принципу.


Непосредственное руководство территориальной обороной в зонах и районах осуществляют руководители местных исполнительных и распорядительных органов через штабы, а также соответствующих членов местных советов обороны.


В Беларуси создана достаточно гибкая система управления территориальной обороной.


В нашей стране создано семь зон территориальной обороны, территориально соответствующих областям и городу Минску.


Начальником зоны территориальной обороны является председатель облисполкома, а также председатель Минского горисполкома, которые в военное время возглавляют соответствующие советы обороны.


Начальником штаба — заместителем начальника зоны является военный комиссар военного комиссариата области и города Минска.


Начальниками районов также назначаются председатели соответствующих исполнительных комитетов, главы местной администрации. В военное время они возглавляют советы обороны районов и подчиняются соответствующему начальнику зоны.


Начальником штаба — заместителем начальника района является соответствующий районный или городской военный комиссар.


Начальники зон и районов несут персональную ответственность за организацию территориальной обороны, им подчиняются территориальные войска, а также другие силы территориальной обороны, расположенные в зоне и районе.


Система территориальной обороны Беларуси находится в постоянном развитии.


В 2011 году создан новый самостоятельный орган военного управления — управление территориальной обороны, которое находится непосредственно в подчинении начальника Генерального штаба Вооруженных Сил.


Также в текущем году разработан ряд новых нормативных документов, регламентирующих функционирование территориальной обороны. В частности, утвержден Боевой устав территориальных войск, в котором определяются основы подготовки и применения сил и средств воинских частей и подразделений территориальных войск.


К воинским частям относятся отдельные стрелковые батальоны и отдельные стрелковые роты территориальных войск.


Как правило, батальон состоит из управления, основных подразделений и подразделения обеспечения. К основным подразделениям относятся стрелковые роты и роты огневой поддержки. А к подразделениям обеспечения — инженерно–саперная рота, разведывательный взвод, взвод связи, взвод материально–технического обеспечения, автомобильный взвод и взвод охраны.


В уставе подробно изложены вопросы практической работы командира и должностных лиц штаба воинской части, порядок выполнения задач территориальной обороны, начиная от охраны и обороны объектов и заканчивая участием в поддержании режима военного положения, а также вопросы управления подразделениями и всестороннего обеспечения.


Одной из задач территориальной обороны является ведение вооруженной борьбы на временно оккупированной противником территории. Эта задача, хотя и не стоит первой в перечне, но по своей значимости имеет непреходящее значение.


Во–первых, данная форма действий достаточно актуальна, особенно с учетом изменения сущностных характеристик войны, содержания вооруженной борьбы и повышения роли в современном противоборстве асимметричных форм боевых действий.


Во–вторых, такого опыта партизанской борьбы, который есть в Беларуси, справедливо названной в годы Великой Отечественной войны партизанской республикой, не было и нет ни у кого. И этот опыт однозначно будет востребован, если придется защищать свою Родину.


Предвидя вопросы — разве можно заранее прогнозировать оставление собственной территории под натиском неприятеля, следует подчеркнуть, что горе той армии и народу, которые в угоду некоей политической конъюнктуре готовы или разоружиться перед врагом, или, наоборот, в силу собственных амбиций не хотят овладеть всеми способами и формами достижения победы в войне.


Нечто подобное было и в нашей истории. Например, с начала 30–х годов прошлого века в оперативных планах приграничных округов важная роль отводилась партизанским формированиям, в соответствии с планом Генерального штаба РККА вдоль западной границы оборудовались десятки тайников с вооружением и боеприпасами, функционировали партизанские спецшколы, проводились учения партизанских формирований.


Но в июне 1937 года военные руководители, допускавшие возможность ведения боевых действий на территории СССР, в приказе наркома обороны о «раскрытии Наркоматом внутренних дел предательской, контрреволюционной военной фашистской организации в РККА» были обвинены в том, что «пытались подорвать мощь Красной Армии и подготовить ее поражение в случае войны».


Из специалистов по партизанскому делу уцелели только те, кто воевал в Испании. Все партизанские отряды были расформированы, а тайники с оружием, боеприпасами и минно–взрывными средствами демонтированы.


Партизанское движение пришлось создавать уже непосредственно в годы войны. Общеизвестно, каких потерь это стоило.


Из истории надо извлекать уроки.


В Боевом уставе территориальных войск в главе 11 изложены вопросы ведения вооруженной борьбы на временно оккупированной противником территории.


В уставе определено, что сущность вооруженной борьбы на временно оккупированной территории заключается в создании для противника невыносимой обстановки в результате уничтожения живой силы, военной техники и материальных средств, нарушения работы управления и тыла, срыва мероприятий, проводимых по планам оккупационных властей. Не менее важны разведка и выявление расположения важных объектов противника.


«Движение сопротивления, партизанское движение в Беларуси — это неотъемлемая часть сопротивления белорусского народа. И мы сегодня должны население к этому готовить, если вдруг это случится» — таково требование Президента Республики Беларусь.


Одновременно следует напомнить, что наша страна не рассматривает ни одно из государств в качестве потенциального противника. И для того чтобы противника у нас не было и впредь, мы обеспечиваем обороноспособность государства всеми возможными средствами, проводим многовекторный внешнеполитический курс, повышаем оборонный потенциал Союзного государства, активно участвуем в ОДКБ, укрепляем собственные Вооруженные Силы, осуществляем подготовку страны к обороне, включающей развитие системы территориальной обороны.


Результаты проверки системы территориальной обороны показали, что в этой области сделано достаточно много.


Разработаны и утверждены правовые акты, которые охватывают практически все направления подготовки и ведения территориальной обороны, достаточно четко регламентируется деятельность органов управления различных уровней в вопросах территориальной обороны как в мирное, так и в военное время.


Создана и эффективно функционирует система управления, оборудованы пункты управления штабов зон и районов территориальной обороны, разработаны документы военного планирования.


Проводится подготовка должностных лиц, органов управления территориальной обороны, воинских частей территориальных войск.


Созданы и хранятся необходимые запасы материальных средств, предназначенные для формирования территориальных войск и ведения территориальной обороны.


Все задачи территориальные войска выполняют в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями.


Впереди еще предстоит многое сделать. Для этого необходима постоянная работа всех органов государственного и местного управления в этом жизненно важном направлении.


Говоря о перспективе, становится совершенно очевидно, что дальнейшее развитие территориальной обороны и ее подготовка должны быть всецело подчинены главному — обеспечению безопасности личности, общества и государства в любое время и в любых условиях.


Среди важнейших приоритетов дальнейшего строительства и развития данной системы необходимо выделить то, что важнейшей задачей руководителей всех уровней является совершенствование системы патриотического и духовно–нравственного воспитания населения, в основе которого — привитие чувства личной ответственности за защиту Отечества. Эта задача должна ставиться во главу угла при организации идеологической работы со всеми категориями граждан, доминировать в воспитательном процессе и в учебных учреждениях, и на предприятиях страны.


Каждый человек должен уметь защищать себя, свою семью, предприятие, на котором трудится, местность, на которой живет, а значит, и государство, гражданином которого он является.


Необходимо формировать понимание у самых широких слоев общественности, что территориальная оборона — это веление времени. Ее элементы уже сейчас должны присутствовать в системе национальной безопасности государства.


Многочисленные примеры, как в государствах ближнего и дальнего зарубежья, так и трагические события 11 апреля в Минске, актуализируют необходимость уже сегодня незамедлительно решать задачи обеспечения безопасности жилых, технологических, социальных и иных объектов.


А это и есть важнейшие элементы территориальной обороны, эффективная реализация которых позволит не допустить повторения трагедии текущего года в Минском метрополитене или прошлогодних событий на предприятии «Пинскдрев».


Уже сейчас должны бесперебойно функционировать важнейшие элементы территориальной обороны, которые в угрожаемый период и в военное время будут лишь максимально усилены:


все предприятия и организации, независимо от рода и профиля деятельности, должны быть под постоянной охраной с помощью внедрения и использования современных технических средств наблюдения и сигнализации, работы профессиональных сотрудников охранного профиля, регламентации трудового процесса, обеспечения безопасности труда;


безопасность транспортных коммуникаций, метрополитена, электростанций, газо–, нефтепроводов и других важных объектов должна строиться комплексно и эффективно с использованием самых современных технических средств и обученных кадров;


постоянно должна совершенствоваться система обеспечения безопасности в местах массового присутствия людей: парках, площадях, улицах, проспектах, спортивных и культурных учреждениях.


Успешной реализации этих задач способствуют меры, принимаемые в республике по совершенствованию правоохранительной деятельности, профилактике всех видов преступности, в том числе решительному пресечению свободного хождения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предотвращению незаконного транзита через границу оружия, наркотиков, теневых финансовых средств, нелегальной миграции людей. Отмечу, что эти действия приносят реальный результат только при активном участии в нем общества. К примеру, от бдительности и ответственности населения на приграничных территориях напрямую зависит, насколько эффективными будут действия органов пограничной службы, а содействие правоохранительным органам в выявлении готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений позволяет исключать еще более тяжкие последствия от посягательств на жизнь, здоровье и благополучие граждан.


В условиях войны или в угрожаемый период урон безопасности человека, коллектива, предприятия — это результат прежде всего профессиональной деятельности потенциального или реального агрессора. В мирное же время этот урон чаще всего допускается по причине банального разгильдяйства. Результат один — горе, боль, страдания людей.


Поэтому бдительность сегодня есть важнейший фактор обеспечения безопасности личности, общества и государства. Если человек набирает телефонные номера 101 или 102, заметив сорванный замок на двери подвального помещения у своего подъезда, — он уже выполняет жизненно важную функцию в системе территориальной обороны, участвует в обеспечении безопасности дома, где он проживает со своей семьей, своими соседями.


Кроме того, при комплексной организации обеспечения безопасности важных государственных объектов в мирное время как элемента территориальной обороны практически исключаются дополнительные финансовые затраты на эти задачи в военное время.


В то же время территориальная оборона в мирное время — это форма обучения граждан военному делу, обучения технологиям обеспечения безопасности самих же граждан, а значит, и личности, и общества, и государства.


Таким образом, обеспечивается сбалансированность их интересов, определенная Концепцией национальной безопасности.


Не случайно губернатор области, района облечен всеми руководящими функциями в системе территориальной обороны и в мирное, и в военное время. Кому, как не ему, глубоко владеющему всеми вопросами в своем регионе и в экономической, и в социальной сферах, руководить защитой этого региона. И генеральские погоны на плечах областных губернаторов — это не просто атрибут военной формы, это прежде всего высочайшая ответственность и важнейшие полномочия в системе территориальной обороны.


Для каждого бойца территориальных войск генерал–губернатор является прямым начальником, командиром, отвечающим за выполнение боевых задач. А централизация руководства по всей «вертикали» военного управления является основой успешного выполнения этих задач в любых условиях обстановки. Губернатор и в мирное, и в военное время несет личную ответственность за стабильную, бесперебойную работу предприятий, учреждений, коммуникаций, жизнь и здоровье людей в своем регионе. И эта стабильность достигается прежде всего тесными контактами в системе управления и взаимодействия на территории области или района. Немаловажным фактором, напрямую влияющим на слаженность действий территориальных войск, других войск и воинских формирований, является равноправное взаимодействие всех субъектов военных действий, когда генерал — командующий видом, родом войск, оперативным направлением руководит этими действиями совместно с таким же, как и он, генералом — начальником зоны территориальной обороны.


Кстати, подобная практика существует давно и во многих странах. Соответствующие руководители в военное время будут командовать тысячами вооруженных подчиненных в экстремальных ситуациях, когда четкая иерархия — основа успеха.


В Швейцарии, где создана территориально–милиционная система устройства вооруженных сил, военнообязанные периодически повышаются в воинском звании, а в США некоторые губернаторы вообще являются главнокомандующими Национальной гвардии штата и могут самостоятельно созывать ее в чрезвычайных обстоятельствах — как, например, при урагане «Катрина».


Есть и примеры, когда даже действующим военнослужащим присваивается генеральское звание на определенный период. Если бригада бундесвера, возглавляемая полковником, действует в какой–либо миссии вместе с французской бригадой под командованием генерала, немецкий офицер — на время этой миссии — тоже становится генералом.


Упреждая вопросы о профессионализации армии в спектре рассматриваемых проблем, необходимо отметить, что профессионализация Вооруженных Сил в смысле способа их комплектования военнослужащими–контрактниками не имеет ничего общего с войсками территориальной обороны.


Боец территориальной обороны — это тот, кто по зову сердца готов стать защитником Отечества. Здесь слова «Родина» и «патриот» напрочь лишены формального смысла — каждый воин территориальных войск вправе произнести: «Вот моя Родина, и я ее защищаю». Это и есть патриотизм в самом высоком его понимании.


Здесь не должно быть равнодушных. Тогда не будет места на нашей земле террору и насилию.


Тем более что пуля, граната, мина, снаряд или ракета не разделяют людей по политической, религиозной или социальной принадлежности.


А значит, в деле территориальной обороны не может быть какой–либо политической подоплеки или разнополюсного социального подхода. Это дело всех и каждого!


Подводя итоги проверки территориальной обороны, Президент А.Г.Лукашенко подчеркнул:


«Созданная в Республике Беларусь система национальной безопасности, защиты от внешних угроз с честью выдержала испытание на прочность. Мы продемонстрировали всему миру, что не позволим ввергнуть свою страну в хаос государственных переворотов или сепаратистского расчленения Беларуси. Приняты меры для того, чтобы наши Вооруженные Силы оставались важнейшим средством сдерживания потенциального агрессора.


Вместе с тем мы хорошо знаем, что победы в войнах одерживаются не армиями, а народами. В этой связи мы уже почти 10 лет совершенствуем систему территориальной обороны. Сегодня это одно из приоритетных направлений обеспечения военной безопасности государства».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter