Государственность — это люди

Из редакционной почты
Недавно мы торжественно и достойно отметили великий и святой для нас праздник — День Победы. Символично, что эта Победа пришла весной, когда возрождается природа. В это время мы, городские жители, стараемся выехать за город. Особая категория — дачники. Заметил по своему опыту, что с годами все чаще хочется поехать весной именно на дачу, даже если и знаешь, что придется немного потрудиться. А еще встретиться с нашими соседями, которых не видел целую зиму, тем более с такими, как у меня, — людьми, прошедшими ту войну.


Виталий Федорович и Надежда Ивановна выжили в те годы, вместе возрождали Беларусь, вместе достойно шли по жизни десятки лет, воспитывали детей и внуков.

Виталий Федорович из России. Во время войны строил военные аэродромы. Затем был переведен в Минск и с нуля создавал взлетные полосы аэропорта «Минск–1». Его жена — белоруска, минчанка. Каждую весну мы слышали от них: «Слава богу, перезимовали, начинаем трудиться». На День Победы они уезжали в Минск, чтобы обязательно встретиться со школьниками, молодежью, которые приходили к ним домой, и рассказать им о войне и Победе.

...В этом году наши соседи весной на дачу не приехали. Не стало Виталия Федоровича. Мы потеряли еще одного победителя... И нашу роскошь общения с очень интересным, по–настоящему интеллигентным человеком. Когда интеллигентность не только в знаниях — гуманитарных или технических, а в способностях к пониманию другого. «Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)». Последние слова принадлежат академику Д.С.Лихачеву, «Письма о добром и прекрасном».

Многое, что мы обсуждали с Виталием Федоровичем, стало и предметом пресс–диалога «О роли СМИ в укреплении белорусской государственности», который был организован в преддверии Дня Победы на традиционной выставке СМИ.

Перед праздником с интересом изучил копию газеты «Звязда» за 9 мая 1945 года. На первой странице — Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил и поздравления всему советскому и белорусскому народам. А на 4–й странице — объявление о дополнительном наборе в аспирантуру в Белорусский государственный университет, в том числе по специальностям: «История Беларуси», «Русский язык» и «Белорусский язык» и другим важным для нашего будущего специальностям. Думаю, в этом небольшом объявлении на следующий день после войны и заложена основа укрепления государственности — развитие человеческого потенциала, уважение своей истории и традиций народа, память о нашей Великой Победе.

И.И.ГАНЧЕРЕНОК, проректор Академии управления при Президенте, доктор физико–математических наук, профессор.

С точки зрения пользы


Как часто, приходя в магазин, мы приобретаем только те продукты, которые действительно необходимы и полезны? Чаще всего решающим оказывается другое — красивая обертка, желание поскорее утолить жажду или голод и, конечно же, привлекательная цена. Кто–то скажет: люди сами управляют своими желаниями. Но если говорить начистоту, то скорее желания управляют людьми. На этом и строится эффект рекламы. Сегодня любой менеджер подтвердит: сколько денег в нее вложено, так товар и покупают. Полезные свойства продуктов питания реклама чаще всего преувеличивает, а неполезные замалчивает, пряча за заманчивой картинкой.


Фото Александра Ружечка

Да, мы сами ответственны за свое нездоровье, но коль нам активно в этом «помогают», то будет вполне справедливо, если часть затрат за происходящее возьмут на себя производители и распространители всего неполезного. Поэтому я предложил бы классифицировать продукты по степени полезности или ущербности и обязать производителей делать отметку об этом на упаковке. А еще ввести специальный «налог на здоровье» для тех групп товаров, которые явно не на пользу. Давайте вместе представим, что это даст.

Во–первых, сразу же увеличатся цены на неполезные для нас продукты, соответственно, уровень их потребления снизится, а значит, мы станем есть больше здоровой пищи. Во–вторых, предприятия будут вынуждены перестроиться на выпуск более нужной продукции. В–третьих, у государства появится новый рычаг управления производством, регулирующий на внутреннем рынке объем продуктов питания с точки зрения их полезности для населения. В–четвертых, вот вам новый источник пополнения госбюджета, средства которого должны быть целиком направлены на здравоохранение, профилактику и лечение заболеваний. В–пятых, «налог на здоровье» даже с точки зрения психологии должен иметь эффект. Ведь люди станут приобретать другой товар, без такой «прибавочной стоимости». И потом, кто захочет тратить деньги на вредную пищу, расплачиваясь в прямом и переносном смысле своим здоровьем, а потом еще и на оздоровление, лечение? В–шестых, уменьшится продолжительность больничных, снизится постоянно растущая ныне нагрузка на поликлиники и больницы. А это плюс для экономики. В–седьмых, пойдет на убыль и рост преступности. Если, например, налог распространится и на тех, кто, употребив спиртное, управлял транспортным средством, участвовал в драке и был задержан сотрудниками милиции. В–восьмых, такой мерой мы повысим уровень оздоровления нации, по моим подсчетам, процентов на 10 — 25. И, наконец, наверное, все выиграют от того, что будут жить в окружении более здоровых, а значит, более счастливых людей, воспитывать среди них своих детей и внуков.

Андрей ЖИДОК, г.п. Зельва.

Советская Белоруссия № 94 (24724). Четверг, 21 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter